краткий обзор более 60 записей Тоски1929; Скаччати, Гранда, Молинари. Гранда - чуть ли не самый воздушный, романтический и красивый Каварадосси, кого мне доводилось слышать. Даже хомячком его язык не поворачивается назвать, хотя сыграно в абсолютно классическом стиле "сначала я весь такой поэтичный, а потом такой бедный и несчастный". Но какой юный, чистый и романтический голос! Прямо представляются всякие прекрасные кудрявые юноши с полотен ренессансных художников. (Хорошо, что я не знаю, как Гранда выглядел в реальной жизни. ) Скаччати поёт очень архаично. На современные уши это слышится странно и даже, честно говоря, весьма противно. Как будто она старше Каварадосси лет на 20. Молинари - один из наиболее аристократичных, утончённых и незлобных Скарпиев. Забудьте о монстрах вроде Скарпиа Тито Гобби, как о страшном сне.
1929-30; Мелис, Паули, Гранфорте. Кроме баритона, все довольно архаичны. А Гранфорте поёт шикарно, жалко, его записей мало.
1938; Канилья, Джильи, Борджоли. Беньямино Джильи - один из лучших теноров XX века, 'nuff said. Канилья - женщина могучая, гордая и прекрасная. Борджоли был хорош, но чем-то особенным не запомнился.
1944; Ranczac, Розвенге, Ханн. На немецком языке, да ещё записанная в годы Второй Мировой войны в фашистском Берлине. Немецкий язык жутко не идёт музыке Пуччини. Фройляйн Тоска - типичная блондинка: голосок нежненький, кудряшки белокурые, мозгов как у бабочки. Тенор с баритоном оба орут как резаные, первый - потому что тише не умеет, второй - потому что изображает Злобного Бесчеловечного Гада. Когда он зверским голосом взревел: "МАЙН!!!", у меня чуть тахикардия не случилась от страха. Когда не орёт, тембр красивый и мужественный, но не орёт он довольно редко.
1951; Тебальди, Кампора, Маскерини. Тебальди - моя любимая Тоска. Поёт всегда исключительно красиво и эстетично, никогда не опускаясь до вульгарности. При этом требуемую драму передаёт, как надо. Кампору я не помню, а Маскерини мне понравился. Не сволочь, просто работа у него такая.
1951; Гуэррини, Поджи, Сильвери. Прежде всего запись интересна уникальным Скарпиа Паоло Сильвери. Кто слышал, какой у Сильвери голос, наверное, поразится: как с таким конфетным голосом вообще можно петь Скарпиа?! Вот так и можно... конфетно. У этого Скарпиа на подоконнике кабинета растут фиалки, которые он собственноручно поливает, Тоске он посвящает оды (правда, предусмотрительно складывает их в стол) и Те Деум тоже поёт как поэтическую оду. Первый раз такой феномен слышу. Когда Гуэррини и Поджи принялись дружно орать у него в кабинете во втором акте, бедного Скарпиа даже жалко стало: какое испытание для его чувствительных нервов! А валькирия Гуэррини его потом чуть ногами не запинала. Бедный.
1951; Каллас, Поджи, Сильвери. Отрывки. То была студия, а это "живой" Сильвери. Опа! Вы знаете, он тут совсем другой! Ну, то есть, не совсем, он по-прежнему органически неспособен на злобность и гадскость, но тут он уже вполне себе страстный мужчина, искренне и по-земному влюблённый в Тоску. Те Деум уже не как поэзию поёт, а как надо. Молодая Каллас тоже очень хороша. Все трое поют роскошно, очень жаль, что запись неполная.
1957; Миланов, Бьёрлинг, Уоррен. Не понравилась. Зинка какая-то слишком матронистая для Тоски, Бьёрлинг примороженный, а Уоррен просто никакой.
1957; Миланов, Корелли, Гуэльфи. А вот это другое дело! Гуэльфи я обожаю, Корелли не обожаю, особенно в живых записях, но всё-таки он в разы лучше Бьёрлинга.
1957; Оливеро, Фернанди, Коломбо. Проходная "Тоска", конечно, но ради Магды послушать можно. Шипио Коломбо тоже любопытный Скарпиа по-своему, хотя и мелковат.
1957 (Господи, да сколько ж их у меня этого года); Стелла, Поджи, Таддеи. Прелесть! Стеллочку я люблю за исключительно красивый голос и всегда присущие ей трепетность и изящество. Поджик поёт красиво и хомячково, как всегда. Таддейчик - лааапочка! Как он нежно общается с Тоской в церкви - это надо слышать. Прямо мурлычет. Гадости стал делать, по-моему, только потому, что обиделся на тоскино "Куанто". А вообще простой такой Скарпий, как пряник, не аристократ никоим образом. Не садист, упаси Господь, и язвительная насмешливость практически отсутствует, хотя чувством юмора его Бог не обидел.
1958; Тебальди, ди Стефано, Бастьянини. Одна из самых гениальных Тосок вообще, я считаю. Единственная доступная нам запись Этторе Бастьянини в роли Скарпиа, и послушать стоит хотя бы ради него. Его Скарпиа - противоречивый, страстный и сильный, как живой огонь под застывшей коркой лавы. И какой голос, Боже мой! Но там все трое жгут напалмом. Маэстро Гавадзени тоже отжигает в оркестровой яме. У меня с этой записи просто крышу рвёт, такой драйв.
1959; Тебальди, Корелли, Кольцани. Ниасилила из-за кореллиных фермат отсюда до обеда. Беееесит. В студии он ещё прилично себя ведёт, а в живых спектаклях просто невыносим. Суфлёр тоже раздражал. Буйная итальянская публика - тоже.
1959; Тебальди, дель Монако, Лондон. Лондон - один из самых противных Скарпиев. Мерзкий фашистюга, ничего утончённого, грубый и жестокий. Дель Монако орёт в своём обычном стиле. Тебальди всегда хороша.
1960; Родес, Ланс, Бакье. На французском. Вот французский язык Тоске идёт, придавая ей элегантность и некий особенный флёр. Красивая получилась "Тоска". Бакье интересный, изящный Скарпий.
1960; Оливеро, Мишано, Фьораванти. Ч/б фильм-опера. Одна из моих самых любимых Тосок, в основном благодаря чудесной Магде и душке-Фьораванти, которые сделали идиотский студийный фильм того времени настоящей живой историей. Причём очень необычной. Магда прекрасна как внешне, так и вокально, Фьораванти - мужчина моей мечты. Умный, спокойный, надёжный и сексуальный.
1960; Тебальди, Поджи, Гуэльфи. Вторая любимая видео-Тоска, запись спектакля из Токио. Кратко описывается фразой: "Любовь зла: полюбишь и тенора". Ибо только этим можно объяснить, как Тоска могла сохранить такую верность страшненькому колобку-Поджи перед таким потрясающим мужчиной, как Гуэльфи. Гуэльфи просто чудо: наглая сволочная морда, но при этом настолько обаятелен и уверен в себе, что долго злиться на него невозможно. И феромоны вокруг разбрасывает так, что даже сквозь экран чувствуется.
1962; Шейрер, Кмент, Вехтер. Отрывки на немецком. Плохо помню, но вроде бы здесь так ужасно не орали, как в предыдущей немецкой Тоске.
1963; Каллас, ди Стефано, Гобби. Считается хрестоматийной записью Тоски.
1963; Прайс, ди Стефано, Таддеи. Леонтиночка шикарна, Таддейчик прекрасен и обаятелен. Душка и лапочка. Солнечный, как тосканский полдень, простой и жизнерадостный. Периодически пытается дружелюбно облапать Тоску за разные места и искренне не понимает, чего вдруг она визжит. А вин д'Испанья - кислятина какая-то, лучше сразу водку.
1963; Серафини, ди Стефано, Гуэльфи. Серафини я раньше ни разу не слышала, но она мне очень понравилась. Гуэльфи в своём репертуаре: "я чертовски обаятельная сволочь и прекрасно об этом знаю". Постоянно хохочет, чувство юмора у него прямо неудержимое. Причём смеётся так, сука, искренне, что прямо хочется улыбнуться в ответ!
1964, Каллас, Чони, Гобби, 2 акт. Известное видео. Каллас и Гобби божественны. Но от Скарпии Гобби меня почти физически тошнит.
1966; Зилья, Кинг, Фишер-Дискау. Отрывки на немецком. Анья Зилья - офигенная вагнеровская певица, голос потрясающе красивый и богатый. Висси д'арте у неё просто великолепное. И - редкий случай - спетое точно по-буквоедски, с правильным "кози" в конце. У Кинга шикарный баритональный тенор, но зачем так истерить-то? А Фи-Ди зверски орёт. И чего они все так орут по-немецки?..
1966; Нильссон, Корелли, Фишер-Дискау. Корелли в студии ведёт себя пристойно и не злоупотребляет ферматами, но меня в этой записи бесят дирижёр (Маазель) и Фи-Ди. Особенно последний. Психопат, честное слово: то он мягкий и вежливый, то как заорёт зверски, аж жуть. Причём с чего такие перепады - неясно. В целом скучная какая-то запись.
1971; Сулиотис, Дзамбон, Гуэльфи. Слушалось ради Елены Сулиотис, и она прелесть. Гуэльфи - как обычно. Тенора не помню.
1971; Вишневская, Норейка, Валайтис. Из Большого театра, на русском. Ниасилил: во-первых, я не люблю Тоску Вишневской, во-вторых, они несут такую ахинею, что я могу над этим только ржать. "Пусть трррепещут тираны кровавые", каково, а? Хотя поют хорошо.
1973; Прайс, Доминго, Милнз. Прайс тут уже далеко не в лучшей форме, зато Мета отлично дирижирует, и Доминго с Милнзом молодые и бодрые.
1975; Оливеро, Кинг, Виксель. Метовский дебют Магды, ей тут было 65. Боюсь слушать, честно говоря. Но Кинга послушать любопытно. От мерзкой аморфной сволочи, какую обычно поёт Виксель, многого не жду.
1975; Кабаиванска, Доминго, Милнз. Красивый цветной фильм-опера, снятый даже на локациях. Все молоды, красивы, хорошо поют и играют. Вполне можно рекомендовать для первого ознакомления с "Тоской". Милнзов Скарпиа мне тут очень нравится. Молодой и резвый, сволочь, конечно, но не гадская, а даже где-то обаятельная.
1976; Кабалье, Каррерас, Виксель. Студия. Монтсина Тоска - одна из самых красивых. Петь некрасиво Кабалье не умеет в принципе. Какая у неё Висси д'арте! Каррерас благороден и романтичен, Виксель - сволочь. Просто сволочь.
1976; Вишневская, Бонисолли, Манугуэрра. От Вишневской у меня чуть инфаркт не сделался, когда она стала орать диким голосом во втором акте. Кровавый веризм какой-то развела, а не Тоску. Бедный интеллигентный и аристократичный Манугуэрра. Она его на ленточки порезала. Для бескозырок. Страшное слышище, брр.
1978; Кабалье, Арагаль, Серра. Арагаль - исключительно красивый и благородный художник. Прекрасный тенор, жалко, что записей с ним мало. Монтси всегда хороша, а вот баритона в упор не помню.
1978; Кабалье, Паваротти, Таддеи. Не слушала. Боязно: Таддей тут уже в годах, а Паваротти я вообще не люблю, бейте меня за это.
1979; Риччарелли, Каррерас, Раймонди, машет Караян. Отличная Тоска, одна из самых-самых. Плохо только то, что рвущие всё вокруг Каррерас и Раймонди оттёрли на задний план бедную хрупкую Катеньку. Причём это не их вина, а её самой. Такая она нежная, слабенькая, трепетная, плачет, если её обижают, ручки заламывает. Как она нож-то умудрилась схватить... Не такая Тоска должна быть, не такая. А вот Каррерас великолепен. Ни разу ещё не слышала, чтобы Рекондита армония звучала таким могучим и поэтичным гимном любви, как здесь. И в глотку Раймонди Каррерас вцеплялся так, что его оттаскивать пришлось впятером, не меньше. Раймонди тут жутковат. Это его первый Скарпиа, и он, наверное, ещё не до конца сформулировал для себя, что же ему играть. То он ласков и нежен с Катенькой, то вызверяется на неё со страшной силой. Отдельный разговор - как дирижирует Караян. Вступление к 3 действию звучит здесь таким, пардон, Могучим, Чёрным, Непролазным Пиздецом, что любой поймёт, что всё, теперь ничего хорошего не жди, будет только хуже. И вообще музыкальные акценты у Караяна необычные.
1979; Кабалье, Каррерас, Виксель. Видео с гастролей в Токио. На видео Виксель несколько лучше, чем в записи, но всё равно довольно скучен. А вот Монтси и Каррерас хороши, особенно Каррерас. Я вообще считаю его лучшим исполнителем роли Каварадосси в 1970-80 годах, и это просто преступление, что Доминго на офиц. видео есть в трёх экземплярах, а Каррераса ни одного! У него очень героический, благородный и мужественный Каварадосси, действительно революционер. А Э лючеван ле стелле тут просто рвёт душу на клочки, одно из лучших исполнений, какие мне доводилось слышать. У Монтси же своя собственная, довольно необычная трактовка Тоски. Царственная у неё певица, истинная дива, но взаимоотношения со Скарпиа у неё неоднозначные...
1980; Кабалье, Каррерас, Понс. Видео. Идеальная традиционная постановка Тоски. Дзеффирелли может пойти кусать локти от зависти. Масса мелких, но чрезвычайно интересных и значимых деталей, всё имеет смысл, всё работает. Красиво и богато, но без излишеств. Монтси никак не может понять, кого же она любит больше - Каррераса или Понса.
1982; Риччарелли, Каррерас, Раймонди, снова Караян. Несмотря на тот же состав, не похоже на то, что было в 1979. Во-первых, живая запись. Во-вторых, Караян по-другому дирижирует.
1982; Те Канава, Веронелли, Виксель. Видео. Очаровательный Каварадосси у Веронелли, просто душка. Весёлый, добрый и самостоятельный, к тому же стройный и красивый. У Викселя тут самое лучшее исполнение Скарпиа относительно его прочих, даже смотреть не скучно. Кири хорошая Тоска, спектакль сам по себе толковый.
1983; Касапьетра, Венкофф, Адам. Не слушала.
1985; Альтмайер, Джакомини, Гюзелев, дирижирует некто Нойхольд. Ещё одна моя любимая запись, ставшая таковой совершенно случайно. Неожиданно прекрасен оказался дирижёр, проглотивший, видимо, пилюлю гениальности в тот вечер. Такую чёткость, одухотворённость и выразительность в музыке Пуччини я очень мало у кого встречала. Особенно хороша прелюдия к 3 акту, где изображается постепенно встающий над Римом рассвет. Удивительно воздушно, практически видно гаснущие звёзды, светлеющее небо, и ощущается прохладный предрассветный воздух. Солисты - Альтмайер женственная и красивая, Гюзелев - настоящий центральный бас, редкость в партии Скарпиа, и наверху ему несколько напряжно. Как почти все Скарпии-басы, вальяжен и респектабелен: министр, не меньше. Тенор Джакомини - безмозглый маляр. Подряд на побелку стен Сант-Андреа для него большая жизненная удача. Поёт - как шпалы голосом укладывает, бээ. На редкость немузыкален, причём по жизни такой.
1985; Беренс, Доминго, МакНил, DVD. Постановка Дзеффирелли. Попыталась посмотреть начало, меня затошнило, и я выключила. Чрезмерная пышность дзеффиреллиевских декораций раздражает, Беренс обычно поёт Вагнера, вот и пусть бы себе пела его дальше, Доминго уже в зубах навяз со своими Каварадосси (нет, они хорошие, но я и другого кого-нибудь хочу увидеть!), а Скарпию мерзее жабоподобного МакНила ещё поискать надо.
1986; Троицкая, Арагаль, Адам. В упор не помню эту запись, видимо, совсем "проходная".
1987; Кабаиванска, Чеккеле, Карроли. Видео. Очень любопытный спектакль. Кабаиванска уже немолода, но поёт по-прежнему роскошно. После Висси д'арте получила овацию минуты на две. Чеккеле - противный толстый бездарный тенор, а вот Карроли интересный барон, даже очень. Яркий и харизматичный образ получился. И мужчина он красивый, только вот с гримом явно переборщили.
1988; Мартон, Каррерас, Понс. Первая запись Каррераса после выздоровления, и слышно, что ему ещё тяжеловато. Мартон груба и неизящна, Понс впечатления не произвёл.
1990; Френи, Доминго, Рэми, машет Синополи. Ещё одна любимая запись. Среди официально выходивших Тосок - самая необычная. Очень грустная история, где одинаково жалко всех трёх героев, потому что все живые и, в общем-то, неплохие люди, просто судьба для них сложилась так несчастливо. Поют - Рэми великолепно, Френи и Доминго - хорошо. Душу раздирают все трое. Синополи во втором акте снижает градус пуччиниевской рвакли, что в целом ещё больше соответствует сложившейся концепции про отчаянно не желающего делать гадостей Скарпиа и нежную хрупкую Тоску. Редко эту запись слушаю. У меня от неё уныние случается, потому что ВСЕХ ЖАЛКО!
1991; Беренс, Шиков, Рэми. Качество поганое - раз, Беренс поёт преотвратно - два, Шикова я не люблю - три. Вслушиваться в Рэми сил уже не осталось.
1991; Ванесс, Джакомини, Дзанканаро. Джакомини, как обычно, красит стены и заборы, Ванесс никакая. Слушалось ради Дзани. Он, как и Бастик, в основном вердиевский баритон, а роль Скарпиа не любит. У таких всегда получается необычно. Ну, в общем, это тоже "хороший" Скарпиа, который ненавидит делать гадости и делает их только тогда, когда работа требует. Барон-офицер, честь мундира, дисциплина и всё такое. На Тоске планировал жениться, как честный человек. Каварадосси вполне мог бы и не расстреливать, так, посадил бы в карцер на месяцок.
1992; Малфитано, Доминго, Раймонди, живой фильм из Рима. Продукт творчества сумасшедших маньяков, влюблённых в "Тоску", вот и получился таким же: сумасшедшим шедевром. Певцы поют именно в то время, в какое надо, включая четыре утра, и именно там, где надо, включая палаццо Фарнезе, в обычное время принадлежащий французскому посольству. Рекорд по крышесносу. Особенно рвут экран Малфитано и Раймонди во втором акте. Раймонди просто фееричен, это лучший его Скарпиа, наверное. Как они с Малфитаной там с ума не спятили от того, что устроили.
1997; Горчакова, Шиков, Раймонди, видео из Ла Скала. Та же постановка, что выходила на DVD с Нуччи и Гулегиной, но если с ними это не то трагифарс, не то просто гадость, с Раймонди и Горчаковой дело совсем другое. Серьёзная такая "Тоска", Раймонди играет сдержаннее, чем обычно. А ещё ему очень идёт чёрный с серебром мундир.
1998; Миричою, Джакомини, Раймонди. Не помню. Вроде бы понравились, кроме маляра.
1998; Малфитано, Маргисон, Тервель, DVD. Осовремененная постановка с элементами какой-то техногенки типа здоровенного вентилятора во всю заднюю стену. Тенор поёт хорошо, но смотреть на это чудище нет никаких сил. У Малфитано голоса уже нет, но актриса она по-прежнему божественная. Тервель молодец во всех отношениях. Брутальный такой Скарпий, по сравнению с маленькой хрупкой Малфитано просто медведь. Но с ней обращается очень осторожно, учитывая, видимо, разницу в габаритах. Поёт шикарно, сволочь шикарная. А ещё у Скарпии тут есть КОТ! Настоящий, живой рыжий кот, которому Скарпиа прямо в морду излагает свои коварные планы насчёт Марио и Анджелотти. Кот стоически терпит.
2000; Георгиу, Аланья, Раймонди, фильм-опера Бенуа Жако. Первый фильм-опера, поставленный кинорежиссёром, и в силу этого сначала фильм, а потом уже опера. И фильм очень сильный, умный и глубокий. Раймонди играет офигенно, хотя от такого Скарпиа, какого он сыграл, я бы сбежала на Сатурн в ужасе. Аланья - добрый, отважный и обречённый хомячок, которого до слёз жалко. Только Георгиу портит картину, хотя, казалось бы, внешность есть, голос более-менее тоже есть. Однако нельзя изображать Тоску такой куклодурой.
2000; Патане, Кура, Брузон. DVD. Смотреть можно только ради того, чтобы поржать. Седовласый дедушка Брузон, который уже еле поёт (и зачем ему в таком возрасте Тоска?), даже в таком состоянии переиграл и перепел и тенора, и сопрану.
2002; Салазар, Кура, Раймонди. Театр Болоньи на гастролях в Токио. Очень красивая постановка в необычной цветовой гамме: синий, серый, чёрный, для контраста - чуть-чуть алого. Раймонди с Салазар устроили феерические страсти про любовь, от которых у меня самой чуть крыша не поехала, Куру оттёрли в сторону, где ему и место. Поют не то чтобы шедеврально, но с такой игрой пение не главное. Главное - КАКТУС!
2004; Десси, Армильято, Раймонди, DVD. Тоже любопытная, но очень мрачная постановка, где Скарпию сделали духовным лицом - кардиналом. Десси - безмозглая визгливая корова, Армильято чуть получше, но тоже не фонтан. Раймонди старается за троих, но голос у него уже не тот.
2005; Ополайс, Антоненко, Силиньш, Латвийская опера, реж. Дмитрий Бертман. Держит неоспоримое первенство по силе чувств и трагизму среди всех моих "Тосок", мозги жрёт невероятно. Единственная "Тоска" с действительно режиссёрским прочтением сюжета, т. е. вывернутым так, что сам Пуччини офигел бы на месте. Хотя, придя в себя, может быть, оценил бы. Из всех "Тосок" эта история - в наибольшей степени о любви, любви взаимной и трагической. После первого знакомства с этим видео я смотрела его сутки подряд почти без перерыва, как заворожённая. А в другой раз мы смотрели это с подругой и посмотрели сразу дважды: одного раза было мало. Примечание: это самая ценная
2005; Милло, Шиков, Рэми. Возраст Рэми тут уже весьма даёт о себе знать, хотя временами в его голосе прорываются остатки былой роскоши. У Милло, напротив, голос юный и звонкий, вокально это чуть ли самая молодая Тоска из всех слышанных. Шиков - ну, Шиков...
2006; Георгиу, Альварес, Тервель. Георгиу с Брином так рвали друг друга на части, что страшно стало. Если с Малфитано Тервель ещё как-то держал себя в рамках, то тут просто озверел. Так орал и рявкал, что даже меня до полусмерти напугал.
2008; Далтирус, Поретта, Гримсли, опера Сиэтла. Слушалось только ради того, чтобы узнать, как поют Тоску в среднем американском театре. В принципе, неплохо, хотя Скарпиа по основной профессии бухгалтер, такое впечатление: так нудно поёт.
2010; Расетт, Кауфманн, Тервель, МЕТ. Звезда записи - Йонас Кауфманн. Такой же убеждённый революционер, как Каррерас, даже ещё круче. Только, в отличие от Каррераса, у Йонаса очень тёмный, баритональный тенор, при этом блестящие звонкие верхи и великолепная филировка, какой мог похвастаться разве что Корелли. Витторию спел так, что все тираны немедленно содрогнулись и вострепетали, а от Скарпии этого живописца надо было оттаскивать вшестером. При этом в Э лючеван страдал так, что слёзы на глаза наворачиваются. Однако очень мужественно страдал, без всяких истерик. У Тервеля тут с голосом какой-то ахтунг, слушать тяжко. А зверствует опять по полной программе. Расетт - вполне обычная, нормальная Тоска.