24 сентября 1922 года в прекрасном старинном городе Сиена в самом сердце Италии родился великий баритон Этторе Бастьянини, человек, "для которого дар пения был оправданием и смыслом всей его жизни", как гласит памятная табличка на его доме в Сирмионе. Познавший радость творчества и славы, большую любовь и огромное страдание, это один из тех людей, уважать и восхищаться которыми я считаю честью для себя.
Мою статью о нём можно прочитать здесь, а сегодня я
ну вот скажите, и кому я написала столько букв?..""Дон Карлос" (Зальцбургский фестиваль, 1958, Караян)
Партия благородного Родриго де Позы в "Доне Карлосе" была лучшей и любимой ролью Этторе Бастьянини и оказалась особенным образом связана с его судьбой: последними словами, которые неизлечимо больной Бастьянини спел со сцены, была именно ария Io morrò, ma lieto in core, которую смертельно раненный Родриго поёт, умирая. Ужасное и жестокое совпадение. Как ни странно, эта, самая последняя запись, сохранилась, но в данном случае речь не о ней, а о записи с Зальцбургского фестиваля-1958 под управлением Герберта фон Караяна. В Зальцбурге в то время "Дон Карлос" шёл два раза, в 1958 и 1960 годах. Бастьянини, частый гость фестиваля, оба раза исполнял роль Родриго. Вместе с ним свои позиции сохранили Эудженио Фернанди - Карлос и Сена Юринац - Елизавета. Из двух этих записей я рекомендую 1958 год: во-первых, из-за Филиппа Чезаре Сьепи (Борис Христов прекрасный певец, но когда он поёт Филиппа, меня не покидает ощущение, что это Годунов), во-вторых, из-за дирижирования Караяна, которое я предпочитаю Нелло Санти. Ну и конечно, Бастьянини тут превзошёл сам себя. Его Per me giunto è il di supremo, исполненная безупречным пиано кантабиле, нежная, полная светлой печали, исторгнет слёзы из глаз у самого закоренелого циника, причём прежде всего она, а не последующая O Carlo, ascolta, хотя та тоже великолепна. Жаль, что во всех записях "Дона Карлоса" с Бастьянини ему всегда доставались вялые и истеричные "Карлосы резиновые типовые" вроде Фернанди, которые совершенно теряются на фоне такого яркого и харизматичного, larger-than-life Родриго. Зато в дуэте Родриго с хорошим Филиппом, таким, как Сьепи, оба становятся ещё великолепнее. И, по-моему, только Родриго-Бастьянини имел присутствие духа с такой величественной дерзостью отвечать Филиппу: "La pace dei SEPOLCRI!", что недолго и засомневаться: кто тут вообще король?
"Набукко" (Флорентийский музыкальный май, 1961, Бартолетти)
Рекомендую послушать эту запись тем, кто считает Бастьянини певцом с красивым голосом, но без особой драматической выразительности. Здесь от него впечатление просто невероятное: стихия, цунами, ураган, сметающий всё на своём пути. Крыша нафиг, сцена в клочья, попавшиеся под горячую руку декорации, кажется, тоже. От "Non son più Re, son Dio!" ("Я больше не царь, я бог!") аж стены содрогнулись, а следующая за тем сцена безумия жуткая настолько, что все Борисы Годуновы с их "Что там в углу?!" строем идут отдыхать в коридор. А во 2 акте он сначала до слёз душераздирающе страдает в дуэте с Абигайль, даже непривычно его таким слышать, затем рвёт цепи и бушует с прямо-таки пугающей натуральностью - на сцене слышен явственный грохот. Может быть, из-за этого Бастьянини обычно не давал себе волю до такой степени - опасно же, чёрт возьми, как бы не разнести весь театр. :-)
Увлёкшись драйвом, в кантиленных кусках Басти порой посылает к чёрту линию легато (и интонацию заодно), зато бравурные фрагменты и ансамбли хороши неописуемо: один слушатель после этой записи назвал Бастьянини "королём кабалетт". Потрясающе шикарный ля-бемоль "отсюда до обеда" в кабалетте O prodi miei, seguitemi (слушать?). Хочется немедленно рвануть меч из ножен и - ура-а-а, в атаку! Ну и, конечно, какой же, о боги, у него голос. Обычный человек не может обладать таким голосом!
Ещё в этой записи превосходная Абигайль - Мирелла Парутто и великолепный, роскошнейший Захария - Иво Винко, настоящий ветхозаветный пророк. Степенью фанатизма Захария-Винко, наверное, может помериться с Набукко-Бастьянини, но на мой взгляд, отпустивший вожжи Басти всё-таки его превосходит. У ТАКОЙ стихии лучше не становиться на пути, будь ты хоть стотыщ раз пророком. Короче, с ума сойти, а не запись, лучший "Набукко" для меня. Ещё спасибо Бартолетти за правильные темпы, а то неправильными эту энергичную оперу можно изрядно подпортить. А-а-а, не могу, пойду переслушаю этого "Набукко"!! :-)))
"Бал-маскарад" (Ла Скала, 1957, Гавадзени)
Живая запись из театра Ла Скала, Мария Каллас - Амелия, Джузеппе ди Стефано - Ричард, Этторе Бастьянини - Ренато. По-моему, одних имён достаточно, чтобы любой ценитель оперной музыки кинулся это искать, ломая ноги. И будет прав, потому что это одна из лучших записей "Бала-маскарада". Все певцы находятся в замечательной форме, Джанандреа Гавадзени прекрасен тоже. Качество, увы, оставляет желать лучшего, но в ремастерированном виде вполне приемлемо. Ренато Бастьянини для меня - образец исполнения этого персонажа: сдержанный, мужественный, после известия об "измене" жены впадающий сначала в бурный гнев, затем в скорбное отчаяние. С какой горькой нежностью он поёт: "O dolcezze perdute, o memorie..." А гнев его направлен не на жену - её он не тронул бы пальцем, а на Ричарда, предавшего законы дружбы и чести и заслужившего этим смерть. Это исполнение, на мой взгляд, уступает только записи "Бала" из Флоренции того же года, где Бастьянини поёт ещё лучше. Говорят, там во время арии Eri tu он сломал стул, пнув его в сердцах. Собственно, вот она:
"Андре Шенье" (Венская опера, 1960, Матачич)
Венская государственная опера была любимым театром Этторе Бастьянини, и венская публика платила ему взаимной любовью. Одной из записей, сделанных в Вене, и является "Андре Шенье" Умберто Джордано, запечатлённый на плёнку 26 июня 1960 года. В тот вечер за пультом стоял известный хорватский дирижёр Ловро фон Матачич, а на сцене собрались великие Франко Корелли, Рената Тебальди и Этторе Бастьянини. Услышать Корелли и Тебальди вместе в записи можно было редко, так как у них были заключены контракты с конкурирующими звукозаписывающими компаниями. Тем ценнее эта пластинка.
Это безоговорочно лучшая запись "Андре Шенье", с одной маленькой особенностью: у Бастьянини такой благородный голос, что непонятно, как этот человек вообще попал в лакеи. С другой стороны, лакейская служба у него потомственная, он её не выбирал...
Бастьянини - лучший Жерар на свете, и я даже не буду прибавлять "ИМХО". Сильный, страстный, гордый, настоящее воплощение пламени Революции со всеми его достоинствами и недостатками. Он искренне верит в то, что мир нужно изменить, и так силён, что почти может это сделать; тем острее и болезненнее его разочарование в идеалах революции и в себе самом. С какой горькой насмешкой он поёт: "Nemico della patria! È vecchia fiaba che beatamente ancor la beve il popolo." ("Враг народа! Старая басня, которую, на счастье, по-прежнему легко скормить толпе.") Его Жерар - настолько яркий и врезающийся в сознание образ, что потом трудно воспринимать кого-либо другого в этой роли. После Бастьянини я долгое время не могла слушать никаких других Жераров, потому что они все пели не так.
Не менее великолепны и Корелли - Шенье, и Тебальди - Мадлен. Я отказываюсь верить, что в мире существует лучшее исполнение арии Мадлен La mamma morta, чем спела здесь Рената Тебальди, и лучшее исполнение этой партии в принципе. Она богиня! Корелли прекрасен везде - и в лирических сценах, и в зале суда: "Non sono un traditore. Uccidi! Ma lasciami l'onor!" ("Я не изменник. Казните - но оставьте мне мою честь!") Настоящий революционный поэт. И, разумеется, Ловро фон Матачич гениален. Как у него прекрасно звучит музыка Джордано!
"Андре Шенье" (студия, 1957, Гавадзени)
После Матачича эта запись "Шенье" стоит у меня на втором месте, в основном потому, что Гавадзени не съел тут такую пилюлю гениальности, как Матачич, а дель Монако по сравнению с Корелли излишне брутален. Он с великолепной гордостью и возмущением рявкает на судей в сцене обвинения Шенье, но в любовных дуэтах и поэтичной Come un bel dì di maggio я ему не верю. Но Бастьянини и Тебальди хороши так же, как в Вене, и если "чистый" звук студии нравится вам больше "живого" с шумом и аплодисментами, это хороший выбор, чтобы послушать Жерара Бастьянини.
"Сила судьбы" (Сан-Карло, 1958, Молинари-Праделли)
За эту выкопанную из архивов итальянского телевидения видеозапись "Силы судьбы" из театра Сан-Карло в Неаполе нам следует благодарить всех оперных богов, поскольку в то время театральные спектакли на плёнку снимались редко. А уж за то, что она дошла до нас, пусть в не слишком хорошем качестве, но дошла, следует благодарить вдвойне. Ведь это живое, бесценное свидетельство эпохи, позволяющее нам хоть одним глазком взглянуть на то, как оно было "тогда".
И как же оно было, спросите вы? Ну... пресыщенному "реализмом" современному зрителю картонные декорации и пронафталиненные костюмы могут показаться смешными, как и Корелли, браво выскакивающий из-за кулис с дурацкими усами а-ля Кларк Гейбл, и ужасный ватный парик на голове Христова, и все прочие архаизмы. Но, друзья мои, когда ТАКИЕ люди ТАК поют эту музыку, подобные невинные вещи можно простить и даже ностальгически умилиться (особенно если вспомнить некоторые нынешние "апгрейженные" постановки ). Потом, они же не стоят столбом, они ещё и честно играют всё, что положено играть. Не сказать, чтобы кто-то из солистов был Смоктуновским, но им это и не нужно, их основное дело - петь, а актёрская игра - лишь дополнение. Тебальди в роли несчастной Леоноры ди Варгас просто непревзойдённа, Корелли, у которого это был дебют в партии дона Альваро, и Бастьянини в роли дона Карлоса ди Варгаса тоже превосходны. Бастьянини-Карлос забавно смотрится в виде студента Переды, но любой сорокалетний баритон, изображающий из себя студента, будет выглядеть забавно. К тому же это в любом случае комическая сцена. А как роскошно он поёт - это не описать словами. Арию дона Карлоса Urna fatale del mio destino мог спеть лучше только он же сам. Впрочем, пение там мирового уровня от всех без исключения певцов, даже менее известных, вроде Оралии Домингес (Прециозилла). Великолепны дуэты Карлоса и Альваро, особенно Solenne in quest'ora, где Корелли демонстрирует божественную филировку и контроль дыхания, лёжа навзничь на носилках. Ария Леоноры Pace, pace пробирает до дрожи в костях последним возгласом "Maledizione!". Интерпретация Молинари-Праделли, хорошего, неизменно надёжного дирижёра тоже вполне себе. Словом, эта запись даст меломану массу поводов побиться головой о стену и повырывать на себе волосы с воплями "Почему сегодня так не бывает?!". Особенно если учесть, что для тех дней этот гениальный шедевр был вполне обычным, рядовым спектаклем.
"Сила судьбы" (студия, 1955, Молинари-Праделли)
Студийная запись, сделанная тремя годами раньше, чем предыдущее видео. Присутствует сцена дуэли между Альваро и Карлосом, которую в живых спектаклях обычно вырезают. Кто лучший Альваро, дель Монако или Корелли - исключительно дело вкуса, а вот в том, что лучше Тебальди Леоноры быть не может, сомнений нет. И Джульетта Симьонато - роскошь в партии Прециозиллы. Сьепи тоже, на мои уши, предпочтительнее Христова в партии Падре Гуардиано. Бастьянини столь же прекрасен, как и в неаполитанском спектакле, только здесь запись полнее, и, соответственно, ему дают больше петь. Не сказать, чтобы роль дона Карлоса де Варгаса таила в себе особые драматические глубины или музыкально была лучшей из всех вердиевских партий для баритона, но неинтересных партий для баритона Верди не писал в принципе, и уж если выбирать лучших исполнителей этой роли, то Бастьянини, идеальный вердиевский баритон, безусловно, займёт одно из первых мест.
"Трубадур" (фильм-опера, 1960, Превитали)
Ч/б телефильм, снятый на студии радиотелевидения Милана (в числе других подобных проектов были "Тоска", "Турандот", "Лючия ди Ламмермур"). Саундтрек был записан 18 апреля 1957 года под управлением Фернандо Превитали, музыкального руководителя оркестра Итальянского радио, с участием наилучших певцов того времени, которые позднее сами сыграли перед камерой. Это одно из двух доступных видеосвидетельств творчества Этторе Бастьянини, и, по счастью, фильм запечатлел его на пике карьеры в одной из его лучших ролей - графа ди Луна. Не будет преувеличением сказать, что его исполнение партии графа ди Луна - лучшее на тот период времени и максимально приближающееся к эталонному, насколько это вообще возможно. Более того, Бастьянини ещё и внешне прекрасно соответствует роли: такой шикарный средневековый феодал, мама миа. :-) Вместе с ним в фильме участвуют блистательная сопрано Лейла Генчер, легендарный тенор Марио дель Монако, роскошная контральто Федора Барбьери (которой хуже всех досталось от художника по костюмам и гримёра, но поёт она совершенно великолепно) и в качестве приятного бонуса - бас Плинио Клабасси (Феррандо), который тогда был обычным басом-компримарием, а живи он сейчас, сделался бы мировой звездой. Фильм прекрасен. Ни кипарисы из папье-маше, ни картонные стены, ни порой излишне театральное заламывание рук не способны испортить этот легендарный документ золотого века итальянской оперы. В партитуре не хватает кабалетты Леоноры Tu vedrai che amore in terra и повторов других кабалетт, но во всём остальном это великолепный "Трубадур" - если вас не пугают отелловское выпучивание глаз и аффектированные жесты дель Монако.
"Трубадур" (Зальцбургский фестиваль, 1962, Караян).
Легендарное исполнение вердиевского шедевра, состоявшееся 31 июля 1962 года на фестивале в Зальцбурге, музыкальным руководителем которого в то время был Герберт фон Караян. Стиль дирижирования Караяна, возможно, вызовет сомнения у поклонников Верди, но солисты, но энергетика записи! Леонтин Прайс, Франко Корелли, Этторе Бастьянини, Джульетта Симьонато, Никола Заккария... Для поклонника итальянской оперы каждое это имя - целая легенда. У Бастьянини в 1962 году уже начинались проблемы со здоровьем, и это чуть-чуть даёт о себе знать, но не настолько, чтобы привлекать внимание. Эта запись "Трубадура" безоговорочно принадлежит к сокровищам мировой музыкальной классики и считается едва ли не лучшей из всех существующих. Повторов нет, кабалетты Леоноры нет, но как там все зажигают, заразы!
"Трубадур" (студия, 1962, Серафин)
Да, я понимаю, что это уже третий "Трубадур" в списке, но разве я виновата, что граф ди Луна - одна из лучших вердиевских партий для баритона и одна из знаковых партий Бастьянини? Это студийная запись, сделанная летом 1962 года оркестром театра Ла Скала под управлением великого Туллио Серафина. Для меня - самая любимая из записей "Трубадура" с Бастьянини, в основном благодаря как раз Серафину (нигде не слышала ярче и чётче исполненного терцета Di gelozo amor sprezzato). Солисты Антониетта Стелла - Леонора и Карло Бергонци - Манрико, возможно, в чём-то и уступают иным сопрано и тенорам того сверхбогатого на таланты времени, но явно не настолько, чтобы создать существенную разницу. Что касается купюр - повторы, конечно, подрезаны, но все номера на месте.
"Тоска" (Брюссель, 1958, Гавадзени)
Засилье Верди разбавим Пуччини - живой записью "Тоски" из Брюсселя, где труппа Ла Скала была на гастролях летом 1958 года. Я серьёзно считаю эту "Тоску" одной из самых гениальных записей этой оперы, при всём их изобилии. Но здесь... Бывают такие театральные вечера, когда звёзды встают в ряд, и на всех, абсолютно всех участников спектакля снисходит вдохновение гениальности. Этот вечер был именно из таких. Гавадзени за пультом, Тебальди, ди Стефано и Бастьянини на сцене - все творили что-то невероятное. Плюс к тому это единственная имеющаяся запись Бастьянини в роли Скарпиа, партии, которую он пел не очень часто (и, говорят, не слишком любил). Его Скарпиа одновременно пугающ и притягателен, сильная противоречивая натура с пламенем бушующих страстей под сдержанной поверхностью, как живой огонь под коркой лавы. Его "Те Деум" умопомрачительно великолепен. Впрочем, в этой записи все поголовно съели пилюлю гениальности. Великолепные голоса и интерпретации (какая Тебальди!! какой ди Стефано!!), божественная музыка Пуччини, бушующие страсти - шедевр, а не "Тоска". Но целиком я её слушаю довольно редко, потому что мне жаль свою крышу, а сохранить её на месте после этой гениальной "Тоски" шансов мало.
"Травиата" (студия, 1962, Вотто)
При прослушивании этой "Травиаты" не могу отделаться от ощущения, что Виолетта выбрала не того Жермона. :-) Джанни Раймонди хорошо поёт Альфреда, но какой-то особенной красотой тембра похвастаться не может - в отличие от бронзы и бархата голоса Бастьянини. Разве что очень уж он непоколебимо суров с бедной Виолеттой...
Рената Скотто в главной роли очаровательно поёт и вполне доносит до слушателя драму Виолетты, а безупречно чистый звук студийной записи позволяет наслаждаться музыкой Верди без досадных помех, часто свойственных старым записям.
"Риголетто" (студия, 1960, Гавадзени)
Скажу честно: если вы ищете идеальное исполнение "Риголетто" как музыкальной драмы Верди - берите запись с Тито Гобби и Марией Каллас. Но если вы уже неплохо знаете "Риголетто" и хотите насладиться знаменитой оперой в исполнении самого роскошного вердиевского баритона XX века - то это сюда. У Бастьянини настолько масштабный и благородный голос, что в партии Риголетто это оказывается для него роковым: ну не может циничный и озлобленный герцогский шут петь голосом, полным врождённого благородства, аристократизма и величия души! С другой стороны, этот голос так великолепен, что им можно было бы наслаждаться, даже если бы он пел телефонную книгу, не то что великую музыку Верди. Ради одних полномасштабных Бастиных фермат и знаменитой сцены во дворце уже стоит послушать. Молодые Рената Скотто и Альфред Краус вполне хороши, Скотто здесь даже не визжит, как обычно. Но они служат скорее фоном для сверхмасштабного Бастьянини, в роскошном пении которого можно купаться, как в океане чистой красоты.