Отторино Респиги (1879-1936) был в своё время довольно известным музыковедом, дирижёром и композитором, написал много симфонической музыки, несколько опер, но сегодня его мало кто помнит. В общем, неудивительно - рядом с таким гением, как Пуччини, меркнут все его (относительные) современники.
Либретто оперы "Пламя", премьера которой состоялась в 1934 году, написано по норвежской пьесе "Колдунья Анна Педерсдоттир", только действие перенесено в Византию VII века. Есть баритон Базилио (Василий, то бишь), экзарх (что-то типа мэра) Равенны. Баритон обожает свою молодую жену, сопрано Сильвану. У баритона есть ещё сын, молодой тенор Донелло, и мать, злобная мецца Евдоксия. Сопрана, естественно, изменяет мужу с тенором (и пофиг, что он её пасынок), доводит мужа до инфаркта, бедный баритон умирает. Свекровь обвиняет невестку в том, что та убила мужа колдовством (а до того выясняется, что мать сопраны якобы была колдуньей и опутала баритона чарами, чтобы тот женился на её дочери... что курили авторы?! ). Сопрану приводят на суд и велят поклясться на кресте , что она не ведьма, но девушка, видимо, находясь в помутнении рассудка, так и не может дать клятву, и её приговаривают, судя по всему, к сожжению на костре. (А в конце 1 действия на костре успели сжечь старую знакомую сопраны и её матери, старуху по имени Агнесса из Червиа... веселуха, в общем.) Конец.
Мистическая составляющая сюжета, честно говоря, больше напоминает бредни религиозных фанатиков, коими там являются все присутствующие, кроме Сильваны. Кто сказал, что баритон не мог влюбиться в сопрану просто так, а его сыночек не мог просто так возгореться греховной страстью к собственной мачехе? При чём тут обязательно колдовство?
Самый классный персонаж оперы - однозначно злобная свекровь Евдоксия, фанатичка, люто ненавидящая невестку (впрочем, это взаимно). Прямо Азучена какая-то, только ещё хуже, потому что уверена, что совершает благое дело. А баритона жалко. Единственный нормальный человек в этом дурдоме, и того до сердечного приступа довели...
По музыке сей опус весьма напоминает позднего Пуччини: местами прямо эхо "Турандот" слышно, хотя здесь действие происходит не в Китае, а в Византии. Но какие-то зело восточные музыкальные ходы и тут встречаются, а также грегорианские хоралы. Пожалуй, использованием хоралов эта опера больше всего и запоминается, и самые эффектные сцены как раз те, где этих хоралов много - финалы 1 и 3 действий. А так, конечно, Респиги в плане мелодизма далеко до лукканского маэстро. Монологи персонажей (даже ариями их назвать трудно) занудные, оркестр тоже не блещет мелодиями. Самый красивый кусочек, кроме финалов, наверное, ариозо сопрано Dolce la morte и последующий дуэт с тенором.