С утра пекла блины, а потом включила DVD-плеер и отправилась изучать оперу "Парсифаль". Нет, у телевизора блины не ела, что вы. Все 4 часа не ела. Только потом.
"Парсифаль" - самый последний опус Вагнера, и, наверное, самый прекрасный и цельный. Я выбрала DVD с Байрёйтского фестиваля - Хорст Штайн, пели Ерузалем, Зотин, Рандова, Вайкль. Замогильный голос Титуреля обеспечил Матти Салминен. В целом весьма недурно, только Вайкль-Амфортас мне не понравился, нудит и нудит. Впрочем, он везде такой, не помню, чтобы хоть где-то он пел интересно.
Вагнер в принципе обладает талантом писать на редкость душераздирающую музыку, но в "Парсифале" хочется плакать от того, насколько эта музыка прекрасна. Великолепная увертюра, лейтмотивы Грааля, Копья/Страдания и Веры, музыкальная картина, описывающая красоту природы в Страстную Пятницу... "И ты слезами освятила землю: смотри же, вот, весь луг смеётся!" Про Кундри - это вообще отдельный разговор. Наверное, самый сложный, трагический и страдающий женский персонаж у Вагнера - и единственный, обретающий в итоге покой и искупление, к которым она так стремилась. Но всё равно её так жалко! И вокальная партия очень своеобразная, не поймёшь, то ли это драмсопрано должна петь, то ли меццо. Пол-оперы басит грудью в малой октаве, а во втором акте внезапно визжит кучу чистых си. Партия Кундри настолько сложна, что иногда в разных действиях её исполняют разные певицы.
Ещё "Парсифаль", наверное, единственная из опер Вагнера, которую лучше слушать, а не смотреть в виде спектакля. Воздать ей должное визуально можно разве что анимационной экранизацией - что-нибудь в стиле старых советских мультфильмов. Да и вообще необязательно. Там в музыке столько всего, такая богатая симфоническая картина, что никакой визуальной иллюстрации не нужно.
Правда, пока я не уяснила для себя, почему Джакомо Пуччини любил именно эту оперу больше всех. Я бы решила, что ему скорее Кольцо должно нравиться. А ему, вишь, насквозь христианский и просветлённый "Парсифаль".