Фильм 2018 года «Офелия» с Дейзи Ридли, вышедший на экраны только сейчас, – это постмодернизм в квадрате: киноадаптация одноимённого романа, который является постмодернистским толкованием «Гамлета» с точки зрения Офелии. Результат представляет собой вот таких размеров FUCK YOU в адрес пьесы Шекспира. Учтите, я не говорю, что это плохо; просто, если вы привыкли к более-менее стандартным «Гамлетам» и не увлекаетесь постмодернизмом, при просмотре этого фильма вы будете немало удивлены. А уж в хорошую или плохую сторону, не знаю. Спойлерить не буду – да, в фильме на основе «Гамлета» есть что проспойлерить, прикиньте. Хотя уже предвижу горящие пуканы всех мировых кукусиков, но об этом позже.

Огромное достоинство этой картины, из-за которого её определённо стоит смотреть на большом экране – это потрясающий визуал. Там красиво абсолютно всё: безыскусно прекрасная, как лесная орхидея, Дейзичка в бирюзовом платье ; дивной красоты традиционные (пусть и не исторически точные) костюмы; сногсшибательные, как на картинах прерафаэлитов, чешские пейзажи, замки, озёра и закаты. Картинка яркая и сочная, никаких серых линялых тряпок, немытых волос и битв ночью в чёрных шубах (кхе-кхе, «Игра престолов»). По красоте и освещению напоминает хорошую современную видеоигру в условно средневековом сеттинге, типа «Ведьмака 3» или Dragon Age: Inquisition. «Оскара» художнику-постановщику, очень здорово! И музыка хорошая. Не гениальная, конечно, но очень хорошо подчёркивает атмосферу фильма. Диалоги не шекспировские, хотя некий закос под слог Шекспира сделать пытались. Играют все хорошо, особенно Наоми Уоттс в роли Гертруды и Клайв Оуэн в роли Клавдия.

А ещё это самый феминистический фильм со времён «Безумного Макса: Дороги ярости». Он снят женщиной по сценарию женщины на основе книги, написанной женщиной, и показывает историю женскими глазами. Пусть здесь ни одна героиня не бой-баба и не размахивает оружием, но это не отменяет горького упрёка в адрес мужского мира, в котором всех интересует только насилие и власть, и этой властью систематически злоупотребляют. Более широко – это упрёк в сторону насилия и власти как таковых, но и то, и другое воплощают в себе именно мужчины. Все мужские персонажи в фильме, кроме Горацио, ведут себя либо как мудаки, либо как одержимые местью дураки, потому что думают в первую очередь мечом, а не головой. И прежде чем вы накинетесь на меня с криками – в оригинале Шекспира точно так же, перечитайте и убедитесь. Даже бедный Лаэрт, брат Офелии (которого, кстати, играет Драко Малфой Том Фелтон, меня это улыбнуло), во всём остальном вполне положительный. Если бы он не кинулся мстить очертя голову, остался бы жив. Насилие и месть не порождают абсолютно ничего хорошего, говорит нам фильм. А те, кто думает иначе, кончают плохо, даже если изначально намерения были благими. Для единственного женского персонажа, давшего волю жажде мести, это тоже плохо кончается.

Фильм, я думаю, понравится молодой и бойкой аудитории, а вот насчёт пожилых фанатов Шекспира – тут уж не знаю. На Гнилых помидорах высокие оценки от пользователей, а вот от критиков – не очень. На Imdb.com рейтинг довольно высокий, 7,1.