Я 4 года назад: ну ладно вам, ну и что, что Дисней купил ЗВ, вряд ли они совсем уж всё испортят…
Я 2 года назад: вау, «Последний джедай» был интересный, смотрите, а вы говорили, что Дисней угробит ЗВ!
Я в 2019: бля, Дисней нужно сжечь. Несите напалм СЕЙЧАС ЖЕ.Но это присказка. А сейчас подробнее. Мне очень хочется ограничить свой отзыв нечленораздельными криками и трёхэтажным матом, но я постараюсь изобразить из себя цивилизованного человека и написать нормально. Хотя без мата всё равно не обойдусь – здесь это нереально.
Райан Джонсон, режиссёр предыдущей части, «Последнего джедая», неоднократно заявлял и тогда, и сейчас, что желание угодить фанбазе – это ошибка и приведёт только к тому, что в результате получится плохое кино, а всем фанатам всё равно не угодишь. Но Дж. Дж. Абрамс и шишки из Диснея явно придерживались другой точки зрения. Что ж… Девятая часть доказала, что Райан был абсолютно, на все 100% прав: когда основная цель твоего фильма – не рассказать историю, а
заработать бабла всем додать и никого, не дай Бог, не рассердить, получается действительно плохое кино. Которое, несмотря на весь фансервис и спецэффекты, не нравится, похоже, очень многим, судя по рецензиям и рейтингам. 57% на «Гнилых помидорах» для завершающей части такой франшизы – это неописуемый позор.
Но, знаете, трудно ожидать чего-то иного, когда в фильме плохо практически ВСЁ. Мне придётся поднапрячься, чтобы вспомнить в нём хоть каплю хорошего. Ну… Музыка Джона Уильямса по-прежнему хороша, хотя в приквельной трилогии она лучше. Картинка красивая. Спецэффекты, знамо дело. Всё красиво взрывается, летает, стреляет, махач эффектный, планеты колоритные (хотя опять стереотипные – лес, пустыня и вода). Особенно хорош поединок Рей и Кайло на обломках дестроера среди волн.
Но всё это немногого стоит, если не подкреплено нарративом, а с этим очень большие проблемы. У фильма неописуемо бездарный, вторичный, беспомощный, нелепый, нелогичный, кое-как слепленный из плохо увязанных между собой штампов сценарий, где всё действие держится только на макгаффинах, роялях в кустах и авторском произволе. Девятый эпизод ЗВ достоин стать эталоном идиотского сюжета и сценарной некомпетентности. Мотивация персонажей? Логика повествования? Последовательность сюжетных ходов? Развитие характеров? Минимальная рефлексия у вас, люди, которые смеют называть себя сценаристами? Да хоть диалоги, мля? Не, не слышали.
дальше спойлерыВ результате вся эта солянка больше напоминает либо компьютерную стрелялку, либо очень дорогой фанфик за охуллиарды долларов – причём настоящие фанфики на ao3, как правило, гораздо интереснее, логичнее и написаны с куда большей фантазией, чем эта жертва сценарного аборта. Палпатин вернулся (как – не объясняется от слова «вообще»), и теперь главзлодей – он? Серьёзно?! Ничего ещё более абсурдного придумать не смогли? Такое впечатление, что они записывали все самые тупые и нелепые идеи на клочках бумаги, кидали их в шляпу, вытаскивали по методу рандома и потом пытались состряпать из этих клочков подобие сценария.
На все идеи, заложенные Райаном Джонсоном в «Последнем джедае», фильм забивает огромный болт и либо ретконит их, либо игнорирует, либо использует исключительно в собственных (кретинских) целях. На film.ru правы: «Абрамс, будто мстя за то, как Джонсон обошёлся с интригами его «Пробуждения Силы», превращает «Скайуокер. Восход» в парад ретконов и кладбище оставленных смыслов. Если Джонсон в «Последних джедаях» громко провозгласил: мол, Сила не привязана к родословной и может проявиться хоть у пацана-уборщика, — то Абрамс возвращает ей статус генетической болезни, не выходящей за пределы парочки именитых семей. Джонсон обнулил интригу вокруг происхождения Рэй, заявив, что родители её были никем, — Абрамс вставляет до смешного глупую поправку: дескать, «это они стали никем, а так-то они ух…». Джонсон внёс во франшизу полутона и показал мир серой морали и победившего капитализма, где Первый Орден и Сопротивление закупают оружие у ровно одних и тех же людей — Абрамс вернул противостояние в рамки сказочной борьбы абсолютного добра и кромешного зла, где можно быть на одной из радикальных сторон, но никак не посередине».
Именно. В сущности, девятый эпизод мог бы быть прямым продолжением седьмого, а восьмого как будто бы не существовало вовсе. Была идея о том, что не нужно быть потомком кого-то знаменитого, чтобы быть героем и владеть Силой? Да нафиг это, Рей – внучка Палпатина, поэтому она такая крутая! Отсоси, Йода, ты ей в подмётки не годишься! Была прекрасная идея о том, что Светлая и Тёмная стороны Силы – это не добро и зло, а нечто куда более сложное? Да нафиг напрягаться, вот вам Кошмарный Аццкий Злодей, вот герои, чё ещё надо! У персонажей сложный внутренний конфликт и борьба Тьмы и Света в душе? Ну ладно, пускай их поколбасит и поглючит немножко, но почему так происходит – мы вам не скажем. По кочану. Погода такая. Или, может, с утра съели что-то не то.
Хорошо и едко выразились об этом в «Нью-Йорк Таймс»: «Абрамс слишком неглубокий и поверхностный режиссёр, чтобы в полной мере придать драмам о репрессиях и мятежах, о семейной и личной судьбе, о солидарности и жажде власти нравственный и метафизический вес. В то же время его самооценка псевдопровидца и псевдомудреца не позволяет ему поддаться соблазну эксцентричности, проявить воображение, фантазию, оригинальность или сумасбродство. Борьба добра со злом похожа не столько на космическую битву, сколько на затянувшееся спортивное соперничество между командами, славные дни которых остались далеко позади».
В этом и состоит ещё одна большая беда этого фильма, которую отмечают почти все рецензии: фильм, который должен был стать эпическим завершением масштабной сорокалетней саги, не только глуп и банален, он ещё и поверхностен, стерилен, бездушен и выглядит скорее набором глянцевых клипов или катсцен из видеоигры, чем цельным произведением, несмотря на весь свой визуальный лоск.
Со своими героями, как на светлой, так и на тёмной стороне, фильм обращается точно так же поверхностно и бездушно, как со всем остальным. Зачем все они вообще нужны, кроме Рей и Кайло – загадка. Если выкинуть 80% персонажей из фильма, не изменится абсолютно ничего (прости, Финн, но это правда). Отношения между ними высосаны из пальца и не проработаны. Даже смерть персонажей не вызывает никаких чувств, потому что обычно через пять минут выясняется, что они живы, словно герои перезагружаются из сейва. Характеры слиты в унитаз. Прости, генерал Хакс, в этом прокрустовом ложе дебильного сценария мне стало жаль даже тебя. Даже такой сукин сын, как ты, этого не заслужил. Прости, Роуз, ты заслужила лучшего, а не быть слитой в угоду прыщавым придуркам, которые оскорбляли твою внешность и национальность. А Рей… Не могу поверить, что я говорю такое, но Рей здесь действительно эталонная Мэри Сью, которая может вообще ВСЁ. Любой канонный джедай по сравнению с ней – жалкий неудачник, зачем-то тративший десятки лет на постижение тайн Силы и даже после этого неспособный, в отличие от неё, одним мановением руки останавливать в воздухе звездолёты. Впрочем, форс-юзеры здесь окончательно превратились во всемогущих космических волшебников, если не богов. Да зачем Рей вообще спидер взяла для пересечения бурного моря? Пошла бы уж по воде сразу. Или полетела. А чо, она ведь может. Она же Рей. При этом, поскольку Дейзи не такая хорошая актриса, как Адам Драйвер, поверить в жизненность этого ходячего всемогутора довольно сложно, несмотря на регулярно показываемые крупным планом глазки и слёзки.
А вот Адам Драйвер… Да, это актёр с большой буквы. Плюс, конечно, ему единственному есть что играть – остальные просто носят себя туда-сюда и дерутся. Кайло Рен/Бен Соло – лучший персонаж новой трилогии, самый сложный и проработанный, сыгранный лучшим актёром во всём составе. Потрясающая сцена, когда в финале он приходит на помощь Рей – и по его лицу отчётливо видно, что это уже Бен Соло, а не Кайло Рен. Одно и то же лицо, а насколько другим выглядит. Браво. Если бы не Бен Соло, в этом фильме вообще не было бы ничего, заслуживающего внимания.
И, блядь, его настолько бездарно и жестоко убивают в конце. Что за адский ад. Знаю, что многим это завершение кажется подходящим, но я объясню, в чём здесь проблема.
Напоминаю: Бен Соло почти с самого рождения был жертвой ментальной обработки Сноука и, как выясняется, Палпатина, несчастным одиноким мальчиком, непонятым и, с его точки зрения, отвергнутым своей семьёй, а потом много лет терпел непрекращающийся абьюз, как физический, так и моральный. Во всей его жизни не было ни минуты счастья, разве что в раннем детстве. А всё зло, которое он творил, было результатом не столько сознательного выбора, сколько промывания мозгов. Плюс он не сделал ничего, сравнимого по масштабам с преступлениями Вейдера. И вот он встретил девушку, которую полюбил больше жизни, единственного человека, который отнёсся к нему с добром и любовью. И что в итоге? Он жертвует ради неё жизнью и умирает в буквальном смысле через минуту после того, как они с Рей, считай, признались друг другу в любви! А потом в пароксизмах празднеств о нём и его жертве никто не вспоминает и не оплакивает его! Даже Рей! Твой любимый тебе жизнь спас и у тебя на руках умер, ты бы хоть слезу пустила, сука! Абрамс, тварь, у тебя нет не только мозга, но и сердца! Вейдеру, и тому больше признания оказали – памятные похороны устроили. А несчастный Бен так и умер в забвении. Кстати, по некоторым признакам мне кажется, что изначально было снято несколько вариантов финала. И конкретно этот не был первым вариантом, его решили вставить позже.
К Бену Соло нельзя было применять приём «искупление равносильно смерти», это понял бы любой нормальный сценарист. В случае Вейдера это нормально, потому что он во всех своих грехах был виноват сам, на пути зла не колебался, и для него получить прощение другим способом было невозможно. Но Бен Соло – жертва обстоятельств, он далеко не закоренелый злодей, и приравнивать его к Вейдеру и убивать после всех и так пережитых им мучений – это кошмарно несправедливо и просто этически неправильно. Ben Solo deserved better. Нам уже показали, что он примирился с духом Хана и с матерью, те простили его. И он достаточно искупил свои ошибки тем, что спас Рей. Он мог бы искупать их и дальше, если бы остался в живых. Жизнь и надежда, а не смерть для последнего из Скайуокеров были бы как раз в духе ЗВ и именно тем, что нужно, после сорока лет трагедий в этой семье. Come on, убить последнего Скайуокера в фильме, который называется The Rise of Skywalker? Серьёзно?! И самое главное – какая идея во всём этом прочитывается? Если тебя всю жизнь гнобили и мучили, ты 30 лет был жертвой, из-за этого совершил кучу фигни, но всё-таки осознал ошибки, раскаялся и выступил на стороне добра, ты всё равно не заслуживаешь счастья и не можешь искупить содеянное иначе как смертью? Серьёзно, Абрамс? Что случилось с прощением и пониманием? С оттенками серого и идеей, что далеко не все поступки так однозначны? Ах да, что это я, мы на это давно забили... Публика ведь дура, она таких сложных вещей не поймёт, давайте лучше вставим побольше пыщь-пыщь. БОЛЬШЕ, Я ГОВОРЮ! ЭПИЧНЕЕ!
Ни для сюжета, ни для развития персонажа смерть Бена абсолютно, совершенно не нужна и выглядит до зубовного скрежета антикульминационно. Она случается просто на ровном месте. Это изощрённый садизм, я считаю. Плюс авторский произвол. Создаётся впечатление, что Абрамс решил его убить только из личной неприязни. И этим он делает только хуже. Гораздо, гораздо хуже. Потому что…
«Финал будет про надежду», говорили они. «Это сказка», говорили они. «История [Бена и Рей] всё додаст», говорили они. Агащазз. В конце Рей прилетает на Татуин, приходит к бывшему дому Люка, закапывает в песочек два джедайских меча, Люка и Леи, а потом смотрит на двойной закат. Совершенно одна. Рей. Которая и так всю жизнь была одна и больше всего на свете хотела иметь семью и близких. А у неё отняли самого близкого человека, в буквальном смысле половину её души, потому что форс-бонд – это вам не шутки, связь между душами, согласно лору, не исчезает и никуда не девается. Помните сцену из «Пробуждения Силы», где Рей ещё на Джакку смотрит на старуху-мусорщицу, начищающую запчасти, и явно думает: «Не дай бог такой стать». Так вот, очень вероятно, что именно такой она и станет, разве что без очистки запчастей. Начала с одиночества на пустынной планете – и закончила одиночеством на пустынной планете. И где тут надежда? Что через 40 лет к ней, уже старухе, притащится за джедайским наставлением какой-нибудь падаван с Силой в жопе? Да пошёл ты в задницу, Абрамс, с такими сказками. Это отвратительно – сочинять трагедию только ради шокирующего эффекта. Когда у тебя и так два несчастных страдающих персонажа, эмоционально истощённых, никогда не знавших счастья, жаждущих любви и принятия, то давать им эту любовь на 12 секунд, а потом жестоко отбирать – это просто садизм и плевок в лицо аудитории. Напомню, что Ромео и Джульетта на протяжении пьесы всё же получили свой кусочек счастья: они заключили брак и какое-то время были вместе. Как и Анакин с Падме. Здесь же нет даже крупицы подобного! Вместо семьи – одиночество, вместо любви – смерть. Чёрт, да убили бы уже обоих тогда, чисто сценарно даже это было бы лучше, если уж так охота Ыпическую Трагедь устроить.
Ёбаные твари, вы выпускаете фильм под Рождество, его дети смотрят, и вы действительно решили закончить его вот так? Эпическую сорокалетнюю сагу – вот так? Вы что, ни одного тест-показа не провели? Дисней, вы совсем спятили, что ли? What the actual fuck? Это же не «Игра престолов» какая! Когда вы убиваете всех основных персонажей, когда героиня теряет любимого человека и остаётся куковать в окружении призраков, это не надежда, не bittersweet и нихрена не катарсис, это просто, блядь, депрессивно.
«For never was there a tale of more woe, than that of Rey From Nowhere and her Ben Solo» © кто-то с тумблера. «Бен Соло и его джедайка Рей – что может быть их повести грустней». Сука, вы задолбали уже трагедиями, особенно там, где они нахрен не нужны и не обоснованы. Скоро, я чувствую, классический хэппи-энд будет считаться невероятным новаторством.
И какого дьявола Рей внезапно Скайуокер? Что, теперь этой фамилией может назваться любой желающий только на том основании, что был знаком с членами этой семьи? Почему тогда не По или Финн Скайуокер? Маразм полнейший, впрочем, как и всё остальное. Абрамс бестрепетной рукой перечёркивает всё, что было в предыдущих фильмах саги, в том числе в старой трилогии, и обесценивает всю эту эпическую историю в погоне за фансервисом, баблом и пустой глянцевой картинкой. Закапывание двух фамильных мечей в песочке – это краткое олицетворение всего этого фильма. Для пущей достоверности нужно было ещё, чтобы мимопроходящий космический верблюд нагадил сверху.Какой «Восход»? Фильм следовало назвать «Скайуокер: Закат». Радиоактивный закат всей истории Скайуокеров, сопровождающий её постыдное погребение в песках Татуина. Rest in peace. You deserved better.