Какая я была дура, что не посмотрела этот потрясающий фильм раньше. С другой стороны, сейчас было как раз правильное настроение... Этот фильм прекрасен во всех отношениях. Но самое прекрасное в нём - конечно, Эдвард Нортон. Нет, не так: ЭДВАРД НОРТОН! А ещё лучше: "Эдвард Но-о-орто-о-он..." Мистер Нортон - это ТАКОЙ актёр, который, цитируя Алекса Экслера, "умеет одними глазами изобразить такую гамму чувств и эмоций, что большинство голливудских суперзвезд, получающих десятки миллионов за роль, глядя на это, должны зарыдать и переквалифицироваться в разносчики пиццы." Рецензия на "Иллюзиониста" у Экслера дурацкая, но вот это определение - блеск. Я вряд ли смогла бы выразиться лучше. Действительно, один взгляд Нортона, короткий жест, поворот головы - и этого уже достаточно, чтобы у зрителя в голове возник целый монолог. *восторженный визг опущен* А если он действительно Есенин по ТИМу, то его актёрская игра поднимается вообще на уровень феноменальной.

Но и помимо Нортона в этом фильме масса замечательных вещей. Во-первых, безумно красивый, атмосферный и эстетичный визуальный ряд. Работа художника и оператора - просто блеск. Во-вторых, музыку к этому фильму написал не кто-нибудь, а сам маэстро Филип Гласс, ходячий классик, так что сами понимаете. В-третьих... Боже мой, первый раз в жизни в описанной в фильме ситуации я вижу умную и смелую женщину, до конца верную себе и своим чувствам. Которая на предложение любимого мужчины бежать с ним куда глаза глядят немедленно отвечает: "Да". Ни секунды не колеблясь и без всего этого дерьма "ах, как я могу, семья-долг-честь-и т. п.". В-четвёртых, главный герой является воплощением моего самого любимого архетипа, да ещё в таком продвинутом и апгрейженном варианте, какого я опять-таки ни разу нигде не видела. Обычно архетип Аида на экране и в литературе воплощается в варианте Ненавистного - Северус Снейп в "Гарри Поттере", Эрик в "Призраке Оперы", Оберштайн в "Героях Галактики". А вот Аида-Плутона, владыку рога изобилия, одаряющего всех богатствами, и Доброго Советчика, помогающего другим найти себя, я не встречала нигде. В отличие от Аидов-Ненавистных, частенько являющих собой ходячую чёрную дыру, Эйзенхайм - очень положительный образ, не излучающий негатива. И даже, о чудо, его не делающий! Он умудряется добиться своей цели, не сделав никому ни малейшего вреда. Весь вред вовлечённые лица наносят себе сами. Эйзенхайм показывает направление к краю пропасти, и только. А прыгают туда некоторые личности совершенно добровольно.

В-пятых, там очень клёвый, отлично сыгранный и претерпевающий изрядный личностный рост персонаж второго плана, глазами которого мы видим основную часть истории. В-шестых, всё очень романтично и при этом небанально.

Этот фильм, в общем-то, наполовину сказка - правда, скорее из репертуара Гофмана или братьев Гримм. Сказка тонкая, красивая, необычная и очень... высокая. Обладающая несуетным внутренним достоинством духовности.

UPD.: Хороший клип, вкратце излагающий весь фильм, на отличную песню Within Temptation: