воскресенье, 11 декабря 2011
"Дон Жуан" в последнее время пользуется повышенной популярностью на мировых сценах. Новая постановка в Мет, открытие сезона в Скала, а теперь такое редкое событие - выступление Ильдара и Аскара Абдразаковых в этой опере в Мариинке. Вместе они поют редко, у них разный репертуар, да и мало где есть развернуться сразу двум басам. А тут такой состав:
Дон Жуан –
Ильдар АбдразаковЛепорелло –
Аскар АбдразаковКомандор –
Михаил КолелишвилиДонна Анна –
Млада ХудолейДон Оттавио –
Евгений АкимовДонна Эльвира –
Татьяна ПавловскаяЦерлина –
Оксана ШиловаМазетто –
Юрий ВоробьёвДирижёр –
Павел Смелковчитать дальше"Что может быть лучше баса Абдразакова? Только два баса Абдразаковых!" - подумала я и немедленно озаботилась билетом (ещё раз спасибо ). Села я на шикарное место - в первый ряд ложи бенуара № 10. За вполне умеренную сумму превосходно всё видно и слышно, рекомендую.
Сначала, как водится, пара слов о постановке. Режиссёрское решение отсутствует как факт, единственное добавление от г-на режиссёра - банда телохранителей ДЖ в лице чуваков в тёмных очках, кожаных штанах, чёрных водолазках и с кинжалами на пояснице, из-за чего великий соблазнитель скорее похож на апгрейженный вариант Спарафучиле, который перестал исполнять заказы собственноручно и вместо этого обзавёлся собственным киллерским агентством.
На сцене серо (в буквальном смысле), безлико и уныло, взгляду зацепиться не за что. Зато, наверное, знатно сэкономили на декорациях и костюмах, и самое главное - ничто не мешало певцам петь и играть, как они считали нужным, а зрителям - спокойно слушать великую музыку Моцарта.
А послушать было что. Нет, конечно, не обошлось без огрехов вроде хронически разваливающихся ансамблей, единичного расхождения с оркестром в арии Fin ch'han dal vino и недотянутых верхушек в Non mi dir, но в целом спели-сыграли так славно, что даже придираться не хочется. Не хуже, чем в лучших домах Европы, ей-Богу. (А местами и получше.) Из солистов откровенной неудачей был только Мазетто, остальные находились в диапазоне от "браво, отлично" до "вполне годно". Даже тенор. Впрочем, на его счастье, ему не пришлось петь труднейшую Il mio tesoro intanto - её покоцали и этим облегчили певцу жизнь. Хотя, по-моему, любой тенор вряд был бы хуже абсолютно криминального Фильяноти в среду в Ла Скала, но это уже другая история...
Ильдар и Аскар, как и ожидалось, отожгли. Причём сами ловили кайф от происходящего, наверное, больше, чем зрители. Когда после дуэтика в начале 2 акта между ДЖ и Лепорелло имеет место диалог: "Leporello! - Signore? - Facciamo pace..." и т. д., Ильдар окликнул удалившегося за кулисы Аскара: "Аскарелло!"
"Ильдаро?" - отозвался замогильный голос из-за кулис. В общем, братцы развлекались как могли. Шутка, видимо, так понравилась самому Ильдару, что по ходу спектакля он повторял её ещё несколько раз, хотя зрителям на взаимоотношения братьев Абдразаковых было глубоко плевать, и они никак не реагировали - если вообще поняли, в чём фишка. Зато в рамках спектакля была отчётлива видна взаимная приязнь и привязанность ДЖ к Лепорелло - это единственный человек на свете, к которому бессовестная сволочь, ловелас и убийца Дон Жуан питает хоть какие-то искренние тёплые чувства.
В вокале Ильдара и Аскара, если слушать их одновременно, заметно существенное различие школ - или не знаю, чего, сейчас поясню. Хотя возрастная разница между братьями не так велика, всего семь лет, Ильдар поёт по-европейски - слушая его, невозможно сказать, певец какой национальности перед тобой, примерно так же поют все за границей; в то время как Аскара слушаешь и думаешь - точно русский, даже советский певец. Не то чтобы одно хуже другого, просто они разные. И голоса у братьев разные - у Ильдара бас кантанте, а Аскар - центральный бас, пониже.Но оба певца были хороши, особенно Ильдар в роли ДЖ.
Надо сказать, у него получился весьма нетривиальный ДЖ, по крайней мере, я такой образ вижу в первый раз. Помните притчу про скорпиона, которого перевёз на другой берег реки какой-то зверь, а скорпион на том берегу взял и укусил того, кто оказал ему помощь? А на шокированный вопрос: "За что?!" мирно и даже кокетливо ответил: "Вот такое я дерьмо". Вот этот ДЖ - как раз такой товарищ. Абсолютно лишённый всякого стыда, совести, честности и морали, даже Командора закалывает кинжалом, вынутым исподтишка. Но при этом невероятно харизматичный, как Дон Жуану и положено. Как Ильдар пел Là ci darem la mano и серенаду! Смерть девОчкам и вообще всем женским организмам.
Самое то, что надо, для ДЖ. Короче, в 1834 бабы - верю. Этот мог. При этом сволочь такая, что пробы ставить негде. Но даже такой сволочи в финале сочувствуешь и как-то даже уважаешь. Финал здесь был, наверное, лучшей сценой во всей опере, хотя режиссёр даже не потрудился утащить грешника под землю или хоть дыму на него напустить. Так, уковылял агонизирующий ДЖ куда-то за декорации... Ну ничего, за режиссёра тут музыка работает, а какая там музыка - сами знаете:
Наш ДЖ очень трогательно попрощался с Лепорелло - взял его лицо в ладони, по-братски поцеловал в лоб - и бестрепетно отправился жать руку Командору. С Командором, кстати, на сей раз повезло - не Курт Молль, конечно, но могучий гулкий бас Михаила Колелишвили для партии Командора подходил как нельзя лучше. Да и ростом певец не обижен, призраком ужасал вполне себе.
Среди дам мне особенно понравилась Оксана Шилова - Церлина. Уняня какая Церлиночка, просто прелесть. И сама по себе, и пением. Голос очень красивый, тёплый такой тембр. Две донны были серединка на половинку, но в целом вполне годные. Рома-буквоед и canto_et_spero наперебой кричали что-то о стёршемся тембре и бессмысленном оре Татьяны Павловской - Эльвиры, но я, хоть режьте меня, ничего подобного не услышала. Насчёт тембра не могу сказать, в первый раз её слушала, но нормальный голос, по-моему. Орать она тоже не орала, динамические оттенки, где нужно, вполне были.
Донна Анна - Млада Худолей пела не совсем по-моцартовски, скажем так, но это неудивительно - в Мариинском она обычно исполняет позднего Верди, Вагнера и Р. Штрауса. Откуда тут аутентичный Моцарт возьмётся... Но даже она не "орала", а заметно сдерживала голос, чтобы больше соответствовать исполняемой музыке. Ну и вообще, такая редкость сейчас - услышать нормальное хорошее драмсопрано.
В общем, кадавр удовлетворён музыкально, а вкупе с тщательным осмотром всей коллекции Русского музея получил такой культурный левел-ап, что аж распирает.
@темы:
опера,
Музыка