Do you feel the storm approach as the end draws near?..
27.02.2012 в 20:56
Пишет Artemiz:ЛоГГ, курим дальше, между делом флудим про Оберштайна
Посмотрела OVA-2. Смотрю OVA-3. Третий сериал удался, на мой вкус, лучше. Серии про Яна там смотрятся интереснее, в них больше знакомых лиц и присутствует хотя бы в виде исторических расследований характерная для OVA-1 масштабность. Серии про Райнхарда в третьем сериале тоже как-то веселее. Вот только они прилагают удвоенные усилия, чтобы добить меня матчастью. Мало ему было абсолютно гыниального «сопло заклинено в положении для наивысшей скорости» (по-моему, это первый приз на все сериалы и фильмы, впрочем, я еще не досмотрела последний сериал...), так товарисч автор еще и на пулевую стрельбу наложил лапу.
Поведение адмирала Лоэнграмма в OVA-1 в духе «я тут король и бог и один все знаю» смотрелось адекватно, но юный и еще без чинов Райнхард, ведущий себя так же, да еще и регулярно истерящий на тему «хочу отличиться и повышение» это нечто.
Кирхайс - герой дружбы и терпения.
А вообще первый сериал был интереснее...
Так что, буду флудить про Оберштайна. Я явно скучаю во 2-3 сериалах по привносимой им неоднозначности.
читать дальше (осторожно, много букв)1. Оберштайн и гольденбаумовский Рейх
«Я их ненавижу»
Рассказывая о своей ненависти к Рейху, Оберштайн первым делом говорит про свои электронные глаза и пятисотлетней давности закон о ликвидации неполноценных генов. При этом для себя Оберштайн в этой сцене очень эмоционален: он придвигается ближе к собеседнику, жестикулирует, в голосе прорезается металл. На первый взгляд мне показалось, что это звучит иррационально: что еще за фантазии в сослагательном наклонении? Несколько позже до меня дошло, что, вероятно, раз Рудольф I по официальной идеологии свят и непогрешим, дискриминация инвалидов в старом Рейхе до сих пор зашкаливает. Хоть их почему-то больше не ликвидируют, их все равно считают за недочеловеков. Примерно как в конце XIX - начале XX века в Америке с неграми: рабство, конечно, отменили, но, негр это же негр. А уж показанная в OVA-2 история с «преступно» проникшим в военную академию дальтоником вообще оставляет вопрос, как тогда Оберштайн ухитрился оказаться в рейхсфлоте? Вероятно, потому, что для людей, обладающих или не обладающих перед фамилией частицей «фон», законы Рейха имели разную степень суровости. Может быть, где-то там в нерассказанном прошлом Оберштайна остались либо достаточно влиятельное семейство, либо какой-то могущественный покровитель. Но что-то там определенно не чисто.
Вроде бы лично для Оберштайна все сложилось не так уж плохо: он жив и занимает нормальное общественное положение. Однако, факт: система признает инвалидов недочеловеками, я инвалид. Вывод 1: я недочеловек. Вывод 2: система ошибочна. Вряд ли человек, который, начав думать о людях, как об орудиях, не забыл вписать в список орудий и себя самого, способен в данном случае поставить себя вне системы, не способен он и выдумать какое-то нелогичное третье решение, там где по логике их два. Причем, вот не подумайте, что «я недочеловек» это рыдать ночами в подушку. Если по-оберштайновски, то это значит самоустранение, если не из жизни, то из общества. Оберштайн, как видим, выбрал за истину «система ошибочна». Учитывая, что в Рейхе на фашистских идеях идеальной наследственности основана добрая половина представлений об эффективности и справедливости, ошибка в данном вопросе позволяет без преувеличения сделать вывод о несостоятельности Рейха.
Кстати «если бы ... то от меня бы избавились» это не смягчающее обстоятельство, а отягчающее - системка-то, мало того, что неправильная, так еще и подгнила. Ну вообще полная фигня, с какой стороны ни взгляни.
Конечно, в полном жести и бардака старом Рейхе не может не быть множества других вещей, которые не по вкусу Оберштайну.
Однако он первым делом говорит именно о своих электронных глазах. Сдается мне, он не врет, и это, действительно, главный его мотив. Тогда я бы не назвала этого парня альтруистом, трудящимся, чтобы осчастливить галактику идеальным государством. А что Оберштайн готов пожертвовать жизнью, это приоритет самореализации над самосохранением. Такой же, как, допустим, у рвущегося в бой на передовую Лоэнграмма - только у них представления о самореализации разные.
2. Вестерланд
«Правителю приходится мириться с неизбежностью некоторых жертв»
К чести Оберштайна тут надо отметить, что:
1. 10 миллионов, действительно больше, чем 2. А то, что 2 миллиона убиваются непосредственно твоим решением, а 10 как бы умирают сами, ИМХО, не покатит как хорошая причина спасти 2 миллиона, пожертвовав 10.
2. Когда Оберштайн говорит «жертва», он, действительно, имеет ввиду жертву, а не то, что имеют ввиду Трюнихт & Ко, говоря о необходимости жертв.
Из не делающего чести, либо сомнительного, надо отметить, что:
1. Вообще-то 2 миллиона или 10 это упрощенная этическая задачка, подкинутая Оберштайном Лоэнграмму. В оригинале задачи цифры 2 и 10 стоят под сомнением. У Оберштайна, прямо скажем, нехилая уверенность в своих выкладках, которую, если вы не верите, в то, что он прав, можно осудить. Просчитать вслед за ним, а 10 ли там миллионов, кажется, по предоставленной зрителю информации проблематично, так что вопрос именно веры.
2. Оберштайн ставит ценность человеческих жизней выше ценности идеи взаимопомощи. Это... н-ну, несколько нетрадиционно. По крайней мере с ТЗ идеальной морали. Хотя я, честно говоря, не знаю, будет ли или не будет ли слишком идеалистично предположить, что как минимум 4 с небольшим миллиона из спасенных Вестерландом десяти (и тогда вместе с 2 миллионами с Вестерланда, которые хотели бы жить, у них будет большинство) согласились бы отдать жизнь за эту идею. Если согласились бы, то спасти их не демократично. Если не согласились бы, то стоит ли жертвовать жизнями ради морали, с которой люди по большинству не согласны? Впрочем, моралист из меня, как из коровы танцор, на чем я и заканчиваю рассуждения по второму пункту.
3. Оберштайн не учел, как Вестерланд повлияет на Лоэнграмма. Прислушайтесь, какой прифигевший у Оберштайна в 27 серии голос («вы так считаете...»), когда Лоэнграмм объясняет приговор семейству Лихтенладе тем, что они всего лишь капля в море пролитой им крови. Определенно Оберштайн не ожидал, что Лоэнграмм сделает из Вестерланда такой вывод. Кто знает, кто знает, насколько меньше фигни в духе бойни в изерлонском коридоре натворил бы впоследствии Лоэнграмм, не повисни над ним Вестерланд?
Что я об этом думаю? Я остаюсь в раздумьях, но, более вероятно, что я не собираюсь осуждать Оберштайна за Вестерланд. ИМХО, он все рассчитал точно на счет потерь от продолжения войны, 10 милионов хотят жить, а не жертвовать собой за идею, а Лоэнграмм и без Вестерланда не смог бы противостоять соблазну любой ценой выйти против Яна во чисто поле.
Впрочем, говоря об оберштайновских методах, надо четко обозначить вот что: нельзя выводить из одобрения одного конкретного Оберштайна никаких обобщений. Вот, допустим, в фильме «Королевская речь» прав ли «доктор» без диплома, что взялся лечить? Прав, потому что он приносит пользу. Значит ли это, что вы хотели бы, чтобы в мире развелась куча «докторов» без дипломов? Конечно, нет. Вот так и тут: если я говорю, что прав Оберштайн, это вовсе не значит, что я хочу, чтобы в мире развелась куча политиков с похожими методами.
И еще один любопытный момент. Что Оберштайну надо было в вестерландской ситуации от Лоэнграмма? - Чтобы тот бездействовал. Как проще всего добиться бездействия? - Угу, ничего не говорить о готовящейся атаке, пока не станет поздно. Однако же Оберштайн Лоэнграмму сказал.
Что это было? Попытка быть честным? - Не слишком твердая попытка, если учесть, что она быстренько провалилась при встрече с несогласием. Хотя, с другой стороны, как защита от обвинения в измене она сработала - Лоэнграмм взял вину на себя, хоть и был частично обманут, а иначе мог бы ведь и не взять. Желание сделать Лоэнграмма соучастником в «воспитательных» целях? - Если да, то вот тут Оберштайн, пожалуй, здорово просчитался - смотри пункт 3 выше. Уж лучше бы он просто хотел быть честным.
3. Оригинальная манера поведения.
Думаю, что асоциальность и минимальная потребность в эмоциональном выражении, Оберштайну органично присущи в силу характера. Вряд ли их можно выводить из каких-то проблем, связанных с негативным отношением в старом Рейхе к инвалидам или каких-то, возможно, имевших место в детстве семейных проблем - Оберштайн производит впечатление человека, который спокоен и доволен своим образом жизни (раз нам не показали в его исполнении ни одного момента рефлексии на тему себя несчастного, предположим, что такого момента и не было), что нехарактерно для замкнутости как последствия моральной травмы. Я думаю, что нет ничего такого уж неестественного в эмоционально сдержанном скрытном человеке, которому хватает для полноты общения завести собаку и изредка потрепаться на околорабочие темы со своим заместителем. (Кстати говоря, я думаю, что отношения Оберштайна и Фернера это что-то типа дружбы, насколько два таких человека - Фернер не очень далеко ушел по характеру от своего начальника - на это вообще способны). Особенно естественно Оберштайн смотрится в ЛоГГ, где бывают 18-летние адмиралы, а значит все преувеличено легенды ради.
Кроме того, думаю, что у Оберштайна наблюдается очень располагающий к обострению особенностей его характера недостаток восприятия своей материальности, обусловленный, не только психологическими факторами. Во-первых, мы нигде ни разу не видим, чтобы он что-то пытался делать в любой другой сфере деятельности, кроме интеллектуальной. Во-вторых, радикальный минимум интонаций, мимики и жестикуляции. В-третьих, отсутствие интереса к женщинам (и мужчинам тоже - не подумайте). В четвертых, высокий болевой порог - см. сцену смерти. Наконец, более, чем что-либо в ЛоГГ, выбивший Оберштайна из невозмутимости сеанс welcome to the real world от Биттенфельда, хотя этот мордобойчик не назвать ни самой опасной, ни самой унизительной, ни самой болезненной ситуацией в жизни Оберштайна - просто он в шоке, потому что его выдернули из одной реальности в другую. ИМХО, диагноз налицо - зашкаливающая нематериальность бытия. Добавьте к этому проблемы со зрением, которые, вероятно, должны были усугубить ситуацию, несмотря на то, что решены техникой.
4. Самоубийство или ошибка в расчетах.
Не отрицаю оба варианта, но склоняюсь к первому, потому что для Хильды великовата и черновата тень сиятельного Райнхарда Лоэнграмма, чего Оберштайн не мог не понимать. Да и вообще эпоха героев закончилась - начинается новое время. А эпоха Оберштайна, в принципе, закончилась даже еще раньше, чем эпоха Лоэнграмма. ИМХО, с благополучным свершением лоэнграммовской революции, ее реформами и падением Союза Оберштайн начинает планомерно становиться в новом Рейхе лишним, что демонстрирует и постепенное отдаление Лоэнграмма от Оберштайна (сравните, как часто они работают вместе в 1-2 сезоне и насколько сильно там влияние Оберштайна на решения Лоэнграмма и то, что остается от этого к 4 сезону), и восстание Ройенталя, выбравшее Оберштайна главным пугалом, и мнение самого Оберштайна, решившего, что его жизнь уже вполне можно использовать как разменную монету (см. предложение выманить Яна Вэньли на переговоры), тогда как раньше Оберштайн полагал себя более ценным для Лоэнграмма и о возможности самопожертвования говорил «если понадобится», а не «готов», и подрастающая замена, умная и с чистыми руками, в лице Хильды Мариендорф, на которую можно оставить и Лоэнграмма, и даже Рейх без Лоэнграмма.
Подстроить самоубийство, ни с кем не прощаясь и оставив все под вопросом, это очень в духе скрытного Оберштайна.
Немного странно для версии самоубийства, что Оберштайн перед смертью говорит не только о своем завещании, но и о том, чтобы позаботились о его собаке. Он что, не упомянул в завещании собаку? С другой стороны, Оберштайн тоже человек, так что почему бы ему просто не захотеть перед смертью поговорить о собаке (люди часто вспоминают в такой ситуации что-нибудь родное и светлое), даже если он уже все предусмотрел, готовясь уйти из жизни?
Если принять версию самоубийства, то это достойное уважения понимание того, что (хоть это и сказано не про Оберштайна, но к нему тоже относится), «мечу нет смысла жить, если он перестал бить мечом». Нет, мне не жаль Оберштайна за то, что у него все так сложилось - он сам выбрал себе такой уровень вовлечения в грязные государственные дела, после которого уже невозможно обратно стать простым человеком; и того, чего он хотел добиться, Оберштайн в общем и целом добился. Надеюсь, что это и ему самому принесло удовлетворение. По крайней мере, вид у него при смерти был вполне принимающий случившееся.
5. Оберштайн и Лоэнграмм
Начну с того, что Оберштайну очень повезло с Лоэнграммом. Кто бы еще другой смог одновременно стремиться к тем же идеалам (или хотя бы примерно в ту же сторону), что и Оберштайн и при том терпеть при себе Оберштайна, и при том быть человеком, из которого можно сделать обожаемого бога-императора? Не такой, как Кирхайс - тот вымел бы Оберштайна прочь поганой метлой. Не такой, как Рудольф Гольденбаум - тот шел бы в другую сторону. Не такой, как Ян - тот отказался бы становиться императором. И, конечно не такой, как сам Оберштайн - кто бы за ним пошел в светлое будущее? Прибавьте к этому кучу народу, которая не вынесла бы Оберштайна по причине ненависти к слишком независимому мышлению. Остается только Лоэнграмм: способный и желающий захватить власть, стремящийся преобразовать Рейх, допускающий макиавеллизм, способный ценить умение думать своей головой, а не смотреть ему в рот. Лоэнграмм и еще раз Лоэнграмм, при всех его недостатках для Оберштайна, как то взбалмошность и склонность выпендриваться.
Не надо говорить, что незаменимость Лоэнграмма для себя Оберштайн прекрасно осознает.
А вот повезло ли Лоэнграмму с Оберштайном? Не буду рассматривать такие детали, как, допустим, участие Оберштайна в спасении Аннерозе из рук маркизы Бенемюнде, допустим, там все обошлось бы и без него.
Н-ну, в принципе, теоретически я могу себе представить, что Лоэнграмм в своем восхождении к власти и своем правлении обошелся бы и без Оберштайна. В отличие от Оберштайна, которому без Лоэнграмма никуда. Но вклад Оберштайна в виде апгрейда Лоэнграммовской команде по части политической эффективности, на мой взгляд, выводит их на качественно новый уровень. Ладно, Вестерланд и скорость разгрома мятежа аристократов под вопросом по части блага, но организация действий всех адмиралов в отсутствие Лоэнграмма и захват власти точно пойдут Оберштайну в плюс, за военно-организационную деятельность на посту начальника штаба, постоянное снабжение Лоэнграмма толковой политической аналитикой и бдительный надзор над вредителями нового Рейха Оберштайну респект, кстати, возможно, тактику выжженной земли, приведшую к сокрушительному поражению вторжения Союза, придумал Оберштайн (в других случаях Лоэнграмм свои военные идеи излагает сам, а не говорит: нач.штаба, объясни). Кроме того, Оберштайн был идеальной кандидатурой на роль исполнителя грязных дел: мало того, что он был эффективен и не при том не увлекался злодейством из любви к искусству, так он еще и с готовностью брал на себя ответственность и старался послужить громоотводом - удобно для Лоэнграмма, если уж ему без таких дел не обойтись. А правителей с чистыми руками, действительно, не бывает. Бывают те, которые пытались такими быть, но великими правителями в истории становятся не они - факт.
Ну вот, пока что конец флуда, пойду досматривать сериал....
Тем, кто уже не первый год обсуждает ЛоГГ, просьба на бойаны не жаловаться - я как-никак тихо мирно флужу в уютном бложике, ни о чем еще в ЛоГГ фэндоме не зная и потому в людные места свой флуд не вынося - вот досмотрю сериалы, пойду потихонечку вкуривать фанон. Если у кого появится желание потыкать меня носом в чушь собачью и поспорить, то я всегда только рада.
URL записиПосмотрела OVA-2. Смотрю OVA-3. Третий сериал удался, на мой вкус, лучше. Серии про Яна там смотрятся интереснее, в них больше знакомых лиц и присутствует хотя бы в виде исторических расследований характерная для OVA-1 масштабность. Серии про Райнхарда в третьем сериале тоже как-то веселее. Вот только они прилагают удвоенные усилия, чтобы добить меня матчастью. Мало ему было абсолютно гыниального «сопло заклинено в положении для наивысшей скорости» (по-моему, это первый приз на все сериалы и фильмы, впрочем, я еще не досмотрела последний сериал...), так товарисч автор еще и на пулевую стрельбу наложил лапу.
Поведение адмирала Лоэнграмма в OVA-1 в духе «я тут король и бог и один все знаю» смотрелось адекватно, но юный и еще без чинов Райнхард, ведущий себя так же, да еще и регулярно истерящий на тему «хочу отличиться и повышение» это нечто.
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
А вообще первый сериал был интереснее...
Так что, буду флудить про Оберштайна. Я явно скучаю во 2-3 сериалах по привносимой им неоднозначности.
читать дальше (осторожно, много букв)1. Оберштайн и гольденбаумовский Рейх
«Я их ненавижу»
Рассказывая о своей ненависти к Рейху, Оберштайн первым делом говорит про свои электронные глаза и пятисотлетней давности закон о ликвидации неполноценных генов. При этом для себя Оберштайн в этой сцене очень эмоционален: он придвигается ближе к собеседнику, жестикулирует, в голосе прорезается металл. На первый взгляд мне показалось, что это звучит иррационально: что еще за фантазии в сослагательном наклонении? Несколько позже до меня дошло, что, вероятно, раз Рудольф I по официальной идеологии свят и непогрешим, дискриминация инвалидов в старом Рейхе до сих пор зашкаливает. Хоть их почему-то больше не ликвидируют, их все равно считают за недочеловеков. Примерно как в конце XIX - начале XX века в Америке с неграми: рабство, конечно, отменили, но, негр это же негр. А уж показанная в OVA-2 история с «преступно» проникшим в военную академию дальтоником вообще оставляет вопрос, как тогда Оберштайн ухитрился оказаться в рейхсфлоте? Вероятно, потому, что для людей, обладающих или не обладающих перед фамилией частицей «фон», законы Рейха имели разную степень суровости. Может быть, где-то там в нерассказанном прошлом Оберштайна остались либо достаточно влиятельное семейство, либо какой-то могущественный покровитель. Но что-то там определенно не чисто.
Вроде бы лично для Оберштайна все сложилось не так уж плохо: он жив и занимает нормальное общественное положение. Однако, факт: система признает инвалидов недочеловеками, я инвалид. Вывод 1: я недочеловек. Вывод 2: система ошибочна. Вряд ли человек, который, начав думать о людях, как об орудиях, не забыл вписать в список орудий и себя самого, способен в данном случае поставить себя вне системы, не способен он и выдумать какое-то нелогичное третье решение, там где по логике их два. Причем, вот не подумайте, что «я недочеловек» это рыдать ночами в подушку. Если по-оберштайновски, то это значит самоустранение, если не из жизни, то из общества. Оберштайн, как видим, выбрал за истину «система ошибочна». Учитывая, что в Рейхе на фашистских идеях идеальной наследственности основана добрая половина представлений об эффективности и справедливости, ошибка в данном вопросе позволяет без преувеличения сделать вывод о несостоятельности Рейха.
Кстати «если бы ... то от меня бы избавились» это не смягчающее обстоятельство, а отягчающее - системка-то, мало того, что неправильная, так еще и подгнила. Ну вообще полная фигня, с какой стороны ни взгляни.
Конечно, в полном жести и бардака старом Рейхе не может не быть множества других вещей, которые не по вкусу Оберштайну.
Однако он первым делом говорит именно о своих электронных глазах. Сдается мне, он не врет, и это, действительно, главный его мотив. Тогда я бы не назвала этого парня альтруистом, трудящимся, чтобы осчастливить галактику идеальным государством. А что Оберштайн готов пожертвовать жизнью, это приоритет самореализации над самосохранением. Такой же, как, допустим, у рвущегося в бой на передовую Лоэнграмма - только у них представления о самореализации разные.
2. Вестерланд
«Правителю приходится мириться с неизбежностью некоторых жертв»
К чести Оберштайна тут надо отметить, что:
1. 10 миллионов, действительно больше, чем 2. А то, что 2 миллиона убиваются непосредственно твоим решением, а 10 как бы умирают сами, ИМХО, не покатит как хорошая причина спасти 2 миллиона, пожертвовав 10.
2. Когда Оберштайн говорит «жертва», он, действительно, имеет ввиду жертву, а не то, что имеют ввиду Трюнихт & Ко, говоря о необходимости жертв.
Из не делающего чести, либо сомнительного, надо отметить, что:
1. Вообще-то 2 миллиона или 10 это упрощенная этическая задачка, подкинутая Оберштайном Лоэнграмму. В оригинале задачи цифры 2 и 10 стоят под сомнением. У Оберштайна, прямо скажем, нехилая уверенность в своих выкладках, которую, если вы не верите, в то, что он прав, можно осудить. Просчитать вслед за ним, а 10 ли там миллионов, кажется, по предоставленной зрителю информации проблематично, так что вопрос именно веры.
2. Оберштайн ставит ценность человеческих жизней выше ценности идеи взаимопомощи. Это... н-ну, несколько нетрадиционно. По крайней мере с ТЗ идеальной морали. Хотя я, честно говоря, не знаю, будет ли или не будет ли слишком идеалистично предположить, что как минимум 4 с небольшим миллиона из спасенных Вестерландом десяти (и тогда вместе с 2 миллионами с Вестерланда, которые хотели бы жить, у них будет большинство) согласились бы отдать жизнь за эту идею. Если согласились бы, то спасти их не демократично. Если не согласились бы, то стоит ли жертвовать жизнями ради морали, с которой люди по большинству не согласны? Впрочем, моралист из меня, как из коровы танцор, на чем я и заканчиваю рассуждения по второму пункту.
3. Оберштайн не учел, как Вестерланд повлияет на Лоэнграмма. Прислушайтесь, какой прифигевший у Оберштайна в 27 серии голос («вы так считаете...»), когда Лоэнграмм объясняет приговор семейству Лихтенладе тем, что они всего лишь капля в море пролитой им крови. Определенно Оберштайн не ожидал, что Лоэнграмм сделает из Вестерланда такой вывод. Кто знает, кто знает, насколько меньше фигни в духе бойни в изерлонском коридоре натворил бы впоследствии Лоэнграмм, не повисни над ним Вестерланд?
Что я об этом думаю? Я остаюсь в раздумьях, но, более вероятно, что я не собираюсь осуждать Оберштайна за Вестерланд. ИМХО, он все рассчитал точно на счет потерь от продолжения войны, 10 милионов хотят жить, а не жертвовать собой за идею, а Лоэнграмм и без Вестерланда не смог бы противостоять соблазну любой ценой выйти против Яна во чисто поле.
Впрочем, говоря об оберштайновских методах, надо четко обозначить вот что: нельзя выводить из одобрения одного конкретного Оберштайна никаких обобщений. Вот, допустим, в фильме «Королевская речь» прав ли «доктор» без диплома, что взялся лечить? Прав, потому что он приносит пользу. Значит ли это, что вы хотели бы, чтобы в мире развелась куча «докторов» без дипломов? Конечно, нет. Вот так и тут: если я говорю, что прав Оберштайн, это вовсе не значит, что я хочу, чтобы в мире развелась куча политиков с похожими методами.
И еще один любопытный момент. Что Оберштайну надо было в вестерландской ситуации от Лоэнграмма? - Чтобы тот бездействовал. Как проще всего добиться бездействия? - Угу, ничего не говорить о готовящейся атаке, пока не станет поздно. Однако же Оберштайн Лоэнграмму сказал.
Что это было? Попытка быть честным? - Не слишком твердая попытка, если учесть, что она быстренько провалилась при встрече с несогласием. Хотя, с другой стороны, как защита от обвинения в измене она сработала - Лоэнграмм взял вину на себя, хоть и был частично обманут, а иначе мог бы ведь и не взять. Желание сделать Лоэнграмма соучастником в «воспитательных» целях? - Если да, то вот тут Оберштайн, пожалуй, здорово просчитался - смотри пункт 3 выше. Уж лучше бы он просто хотел быть честным.
3. Оригинальная манера поведения.
Думаю, что асоциальность и минимальная потребность в эмоциональном выражении, Оберштайну органично присущи в силу характера. Вряд ли их можно выводить из каких-то проблем, связанных с негативным отношением в старом Рейхе к инвалидам или каких-то, возможно, имевших место в детстве семейных проблем - Оберштайн производит впечатление человека, который спокоен и доволен своим образом жизни (раз нам не показали в его исполнении ни одного момента рефлексии на тему себя несчастного, предположим, что такого момента и не было), что нехарактерно для замкнутости как последствия моральной травмы. Я думаю, что нет ничего такого уж неестественного в эмоционально сдержанном скрытном человеке, которому хватает для полноты общения завести собаку и изредка потрепаться на околорабочие темы со своим заместителем. (Кстати говоря, я думаю, что отношения Оберштайна и Фернера это что-то типа дружбы, насколько два таких человека - Фернер не очень далеко ушел по характеру от своего начальника - на это вообще способны). Особенно естественно Оберштайн смотрится в ЛоГГ, где бывают 18-летние адмиралы, а значит все преувеличено легенды ради.
Кроме того, думаю, что у Оберштайна наблюдается очень располагающий к обострению особенностей его характера недостаток восприятия своей материальности, обусловленный, не только психологическими факторами. Во-первых, мы нигде ни разу не видим, чтобы он что-то пытался делать в любой другой сфере деятельности, кроме интеллектуальной. Во-вторых, радикальный минимум интонаций, мимики и жестикуляции. В-третьих, отсутствие интереса к женщинам (и мужчинам тоже - не подумайте). В четвертых, высокий болевой порог - см. сцену смерти. Наконец, более, чем что-либо в ЛоГГ, выбивший Оберштайна из невозмутимости сеанс welcome to the real world от Биттенфельда, хотя этот мордобойчик не назвать ни самой опасной, ни самой унизительной, ни самой болезненной ситуацией в жизни Оберштайна - просто он в шоке, потому что его выдернули из одной реальности в другую. ИМХО, диагноз налицо - зашкаливающая нематериальность бытия. Добавьте к этому проблемы со зрением, которые, вероятно, должны были усугубить ситуацию, несмотря на то, что решены техникой.
4. Самоубийство или ошибка в расчетах.
Не отрицаю оба варианта, но склоняюсь к первому, потому что для Хильды великовата и черновата тень сиятельного Райнхарда Лоэнграмма, чего Оберштайн не мог не понимать. Да и вообще эпоха героев закончилась - начинается новое время. А эпоха Оберштайна, в принципе, закончилась даже еще раньше, чем эпоха Лоэнграмма. ИМХО, с благополучным свершением лоэнграммовской революции, ее реформами и падением Союза Оберштайн начинает планомерно становиться в новом Рейхе лишним, что демонстрирует и постепенное отдаление Лоэнграмма от Оберштайна (сравните, как часто они работают вместе в 1-2 сезоне и насколько сильно там влияние Оберштайна на решения Лоэнграмма и то, что остается от этого к 4 сезону), и восстание Ройенталя, выбравшее Оберштайна главным пугалом, и мнение самого Оберштайна, решившего, что его жизнь уже вполне можно использовать как разменную монету (см. предложение выманить Яна Вэньли на переговоры), тогда как раньше Оберштайн полагал себя более ценным для Лоэнграмма и о возможности самопожертвования говорил «если понадобится», а не «готов», и подрастающая замена, умная и с чистыми руками, в лице Хильды Мариендорф, на которую можно оставить и Лоэнграмма, и даже Рейх без Лоэнграмма.
Подстроить самоубийство, ни с кем не прощаясь и оставив все под вопросом, это очень в духе скрытного Оберштайна.
Немного странно для версии самоубийства, что Оберштайн перед смертью говорит не только о своем завещании, но и о том, чтобы позаботились о его собаке. Он что, не упомянул в завещании собаку? С другой стороны, Оберштайн тоже человек, так что почему бы ему просто не захотеть перед смертью поговорить о собаке (люди часто вспоминают в такой ситуации что-нибудь родное и светлое), даже если он уже все предусмотрел, готовясь уйти из жизни?
Если принять версию самоубийства, то это достойное уважения понимание того, что (хоть это и сказано не про Оберштайна, но к нему тоже относится), «мечу нет смысла жить, если он перестал бить мечом». Нет, мне не жаль Оберштайна за то, что у него все так сложилось - он сам выбрал себе такой уровень вовлечения в грязные государственные дела, после которого уже невозможно обратно стать простым человеком; и того, чего он хотел добиться, Оберштайн в общем и целом добился. Надеюсь, что это и ему самому принесло удовлетворение. По крайней мере, вид у него при смерти был вполне принимающий случившееся.
5. Оберштайн и Лоэнграмм
Начну с того, что Оберштайну очень повезло с Лоэнграммом. Кто бы еще другой смог одновременно стремиться к тем же идеалам (или хотя бы примерно в ту же сторону), что и Оберштайн и при том терпеть при себе Оберштайна, и при том быть человеком, из которого можно сделать обожаемого бога-императора? Не такой, как Кирхайс - тот вымел бы Оберштайна прочь поганой метлой. Не такой, как Рудольф Гольденбаум - тот шел бы в другую сторону. Не такой, как Ян - тот отказался бы становиться императором. И, конечно не такой, как сам Оберштайн - кто бы за ним пошел в светлое будущее? Прибавьте к этому кучу народу, которая не вынесла бы Оберштайна по причине ненависти к слишком независимому мышлению. Остается только Лоэнграмм: способный и желающий захватить власть, стремящийся преобразовать Рейх, допускающий макиавеллизм, способный ценить умение думать своей головой, а не смотреть ему в рот. Лоэнграмм и еще раз Лоэнграмм, при всех его недостатках для Оберштайна, как то взбалмошность и склонность выпендриваться.
Не надо говорить, что незаменимость Лоэнграмма для себя Оберштайн прекрасно осознает.
А вот повезло ли Лоэнграмму с Оберштайном? Не буду рассматривать такие детали, как, допустим, участие Оберштайна в спасении Аннерозе из рук маркизы Бенемюнде, допустим, там все обошлось бы и без него.
Н-ну, в принципе, теоретически я могу себе представить, что Лоэнграмм в своем восхождении к власти и своем правлении обошелся бы и без Оберштайна. В отличие от Оберштайна, которому без Лоэнграмма никуда. Но вклад Оберштайна в виде апгрейда Лоэнграммовской команде по части политической эффективности, на мой взгляд, выводит их на качественно новый уровень. Ладно, Вестерланд и скорость разгрома мятежа аристократов под вопросом по части блага, но организация действий всех адмиралов в отсутствие Лоэнграмма и захват власти точно пойдут Оберштайну в плюс, за военно-организационную деятельность на посту начальника штаба, постоянное снабжение Лоэнграмма толковой политической аналитикой и бдительный надзор над вредителями нового Рейха Оберштайну респект, кстати, возможно, тактику выжженной земли, приведшую к сокрушительному поражению вторжения Союза, придумал Оберштайн (в других случаях Лоэнграмм свои военные идеи излагает сам, а не говорит: нач.штаба, объясни). Кроме того, Оберштайн был идеальной кандидатурой на роль исполнителя грязных дел: мало того, что он был эффективен и не при том не увлекался злодейством из любви к искусству, так он еще и с готовностью брал на себя ответственность и старался послужить громоотводом - удобно для Лоэнграмма, если уж ему без таких дел не обойтись. А правителей с чистыми руками, действительно, не бывает. Бывают те, которые пытались такими быть, но великими правителями в истории становятся не они - факт.
Ну вот, пока что конец флуда, пойду досматривать сериал....
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В четвертых, высокий болевой порог - см. сцену смерти.
Разве? Эректильная фаза тавматического шока. а дальше организм быстро умер - кровопотеря колосальная, скорее всего, повреждена печень. Кроме того, ему могли очень быстро сделать инъекцию сильного обезболивающего.
хотя этот мордобойчик не назвать ни самой опасной, ни самой унизительной, ни самой болезненной ситуацией в жизни Оберштайна
Откуда такой вывод? Я не ради придирки.