Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Полное прохождение игры заняло у меня 9 часов, так что она небольшая. Смешение жанров весьма эклектичное, я даже не знаю, к какому основному жанру её можно причислить: квест с паззлами, боёвка в стиле hack'n'slash (местами у меня буквально немели руки от колочения по клавишам, но это я лох, а не боёвка сложная), скандинавская мифология, и всё это замешано на лютом психоделе и галлюцинациях. По факту, это такой симулятор шизофрении, которая ещё усугублена недавней душевной травмой героини. Разработчики консультировались с кембриджскими профессорами на тему того, как правдоподобнее изобразить шизу, и изобразить её им удалось на славу: концентрация глюков и вывиха мозга в игре такая, что хватит на пару игр покрупнее, ей-Богу. Особенно хорошо играть в неё вечером, в тёмной комнате и в наушниках — для записи звука применялся бинауральный метод, так что шептать вам в уши будут со всех сторон, разными голосами, одновременно близко и далеко. Но к шёпоту быстро привыкаешь, а вот к некоторым шизофреническим уровням, вроде того, когда надо прокрасться в полной темноте мимо каких-то непонятных уродских тварей, и в этой темноте слышен только звук твоего дыхания — вот это крипота. Путь к финалу у особо чувствительных игроков будет качественно вымощен кирпичами.
В целом мне очень понравилось. Эта игра представляет собой яркий образец интерактивного кино: линейный сюжет, героиня, которую сыграла реальная актриса, потрясающе кинематографические пейзажи и кинематографические же эффекты — блюр, зернистость и т. п., плюс полное отсутствие какого-либо игрового меню на экране, так что ничто не отвлекает от собственно истории. От фильма это отличается только тем, что здесь ты управляешь героиней — но и то далеко не везде: геймплей часто плавно перетекает в видеовставки, где ты ничего не делаешь, только смотришь. Но погружение внутрь психики героини вышло на славу: ещё немного, и кажется, что у тебя самого сейчас поедет крыша. В кино такого эффекта добиться было бы трудно, и в этом отличие и достоинство видеоигр как жанра: они взаимодействуют со зрителем на куда более тесном, даже интимном уровне.
И эту игру сделали всего около 16 человек — независимая британская студия Ninja Theory. Великий им респект, потому что получилось нечто уникальное в своём роде. Навскидку припоминаю только одну игру, делавшую попытку воспроизвести нечто подобное — и это была I Have No Mouth And I Must Scream 1995 года. Я не могу порекомендовать Hellblade каждому, потому что она очень тяжёлая, мрачная и с пугающим реализмом изображает внутренний мир душевнобольного человека — но это, безусловно, выдающееся произведение искусства.
Тот случай, когда ты тот самый чувствительный игрок, и уже вангуешь у себя на дому мини-кирпичный заводик.