понедельник, 19 июля 2010
![](http://pics.livejournal.com/arashi_opera/pic/000sdqws/s320x320)
Послушала "Дона Карлоса", изданного в серии Дойче Граммофон "Великие оперы из Ла Скала". Строго говоря, это не совсем _из_ Ла Скала, т. к. это не живое представление, а запись, сделанная в студии с оркестром и хором данного театра. Этот "Карлос" записан в пятиактной редакции, со включением пролога в Фонтенбло, что в те годы было редкостью. Солисты - золотой век итальянской оперы в полном его великолепии:
Дон Карлос - Флавиано Лабо
Филипп II - Борис Христов
Родриго - Этторе Бастьянини
Елизавета - Антониетта Стелла
Эболи - Фьоренца Коссотто
Великий Инквизитор - Иво Винко
читать дальшеПравда, Борис Христов никогда не был моим любимым исполнителем роли Филиппа, и здесь он тоже поёт в своём обычном сурово-монотонном стиле, лишённом каких-либо нюансов. Некое подобие человечности он обретает только в Ella giammai m'amò и в сцене с Елизаветой, но всё равно недостаточно. Голос у него также не очень итальянский, особенно это заметно в дуэте Филиппа и Родриго. Но контраст холодного и жёсткого тембра Христова с тёплым бархатом голоса Бастьянини оказывается в данном случае даже кстати, ещё ярче подчёркивая характеры этих двух персонажей.
В роли Родриго Бастьянини, как всегда, благороден и мужественен. Самый любимый мой Родриго, хотя его "живые" записи всё-таки нравятся мне больше, чем студийные, особенно Зальцбург 1957.
Флавиано Лабо, очень хороший, но оставивший мало записей тенор, поёт здесь Карлоса. С его лирико-спинтовым голосом он представляет приятное разнообразие среди общей массы слабовольных истеричных Карлосов, которыми так изобилует дискография этой оперы. (Особенно в записях с Бастьянини. Ему как ни Карлос, так всё неврастеник попадается...) Лабо звучит несколько менее истерично, чем прочие, хотя характеристика персонажа, я боюсь, опять "Карлос резиновый типовой". (Если подумать, другие Карлосы мне в записях 50-60-х годов и не встречались, за исключением Марио Филиппески. Как-то поразнообразней с ними стало позже.)
Из Фьоренцы Коссотто получилась очень женственная и аристократичная Эболи, даже в гневе не теряющая своей красоты. Настоящая принцесса. Раскаивается и мечется она тоже весьма убедительно.
Антониетта Стелла при своём безупречной красоты голосе иногда поёт излишне сдержанно. Не хватает ей какого-то "огонька". Моя любимая Елизавета - Сена Юринац, пение которой в записях с Зальцбургских фестивалей 1957 и 1960 годов просто вынимает душу.
Иво Винко - прекрасный итальянский бас, долгое время бывший супругом Фьоренцы Коссотто. Конечно, в роли Инквизитора невозможно превзойти Джулио Нери, внушающего священный ужас до дрожи в конечностях, но у Винко он какой-то совсем уж не страшный, хотя честно старается.
Однако самая главная моя претензия к этой записи - довольно бесцветное и флегматичное дирижирование Сантини. Обидно даже: такая опера, такие певцы... Что ж он дирижирует так, словно ему глубоко всё равно?
Общий итог: 4
Добротная запись, к тому же пятиактная, но "живые" записи с Зальцбургских фестивалей 1957 и 1960 гг., а также радиозапись Марио Росси 1961 года, гораздо ярче и темпераментней (а певцы там либо те же, либо нисколько не хуже).
Клятва Родриго и Карлоса из этой записи:
@темы:
опера,
Верди,
Музыка
К Сантини, кстати, нормально отношусь. Он не Серафин и не Гавадзени, но не то что совсем так уж скучный..
А я и не знала, что Винко был женат на Коссотто
Был, и долго, больше 40 лет.