Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Вот забавно - насколько мне не понравилась предыдущая послушанная опера Верди, "Двое Фоскари", настолько же понравилась "Сицилийская вечерня", написанная композитором через два года после "Травиаты". В отличие от "Травиаты", "Вечерню" можно увидеть и услышать довольно редко, а жаль: там такая чудесная музыка! Ей-Богу, на мой вкус - гораздо интереснее "Травиаты". Начиная с увертюры, за всю почти четырёхчасовую оперу не было ни единого музыкального кусочка, на котором бы я заскучала. Конечно, что-то понравилось больше, что-то меньше, но такого, чтобы не понравилось совсем, не было ничего. Чудесная увертюра, которую просто обязаны исполнять отдельным концертным номером, любопытные практически а капелльные номера в начале 1 действия, шикарные дуэты баритон-тенор и тенор-сопрано (по две штуки каждого), мстительный терцет с хором на фоне баркаролы, да вообще все ансамбли. И сольные арии все интересные. И даже музыка 90-минутного балета мне понравилась, особенно два фрагмента - с кларнетом соло и гобоем соло. В музыке "Вечерни" вообще много деревянных духовых, а я их очень люблю.

Сюжет "Сицилийской вечерни" для Верди вполне обычен - патрия-вендетта, амор-долор и потерянные дети - но при этом все персонажи многогранные, претерпевают различные психологические конфликты (кроме Прочиды, пожалуй; ему как басу колебания несвойственны), и нет чётко оформленного отношения "хороший-плохой". У всех своя правда, и на чью сторону вставать - неясно. А ещё, а ещё... В этой опере у сопрано есть МОЗГ! И она даже умеет им пользоваться! А-а-а! Разрыв шаблона! :alles: Серьёзно, Елена пока что самая адекватная и умная из всех встречавшихся мне вердиевских героинь. В крайне неприятной ситуации принимает смелое и единственно верное решение, причём додумывается до него довольно быстро. Решение, правда, всё равно не спасает бедного баритона, но сопрано сделала всё от неё зависящее, и я её за это уважаю.

Мои симпатии по отношению к персонажам сильно колебались всю оперу (что тоже является её несомненным достоинством; обычно у Верди можно прилепить ярлык на любого персонажа, едва он споёт две строчки, и к концу оперы ярлык только приклеится крепче), но больше всех мне в итоге понравился баритон Монфор, суровый, но блаародный, обладатель двух роскошных дуэтов с тенором и сольной сцены Sì, m'abborriva ed a ragion. И, конечно, мои любимые персонажи никогда долго не живут. Мда.

Мстительный бас Джованни да Прочида понравился бы мне, если бы не был так похож на Анджелотти из романа Машеньки использовал для своих ура-патриотических целей более чистые средства. А с человеком, который не моргнув глазом может заявить, что даже честь принесёт в жертву ради победы, мне делать нечего. Но ария O tu, Palermo мне нравилась ещё до оперы, её Рэми на своём сольнике записал, правда, на французском языке.

Для ознакомления я выбрала DVD из Ла Скала, декабрь 1989 года. За пультом стоял Риккардо Мути, главные роли исполняли:

Ги де Монфор - Джорджо Дзанканаро
Арриго - Крис Мерритт
Герцогиня Елена - Шерил Стьюдер
Джованни да Прочида - Ферруччо Фурланетто

Постановка Пьера-Луиджи Пицци красивая, костюмированная, абсолютно классическая. Действие оперы, по либретто происходящее в XIII веке, с отменной лёгкостью перенесено в XIX. Костюмы красивые, особенно военный мундир на Монфоре, и, право, вряд ли возможно найти баритона, на котором этот костюм смотрелся бы лучше, чем на Дзанканаро с его военной выправкой. А поёт он замечательно. Дзаня - последний настоящий вердиевский баритон, и это моё мнение никому из более-менее современных певцов пока не удалось поколебать. Роскошный тембр, безупречное легато, истинное благородство вокала. Внешность для Монфора у него тоже чрезвычайно подходящая.

Про Мерритта, исполнителя роли Арриго, мне сказать особенно нечего. Поёт он хорошо, у меня никогда не было к нему претензий по части вокала, но мне не нравится сам тембр. А как Мерритт выглядит, да ещё с благородным Дзаней в роли его отца... Ну, утешимся тем, что Паваротти на его месте был бы, наверное, ещё хуже. %)

Стьюдер хорошая, и про вендетту петь умеет, и болеро чирикает славненько. Играть тоже вполне себе играет, и костюмы ей идут. Ферруччо тоже хорош во всех отношениях, он этого Прочиду до середины девяностых бессменно пел.

В общем, всё мне понравилось, хочу ещё. :shy:

Увертюра в исполнении бесценного маэстро Клаудио :inlove: и берлинских филармоников:



@темы: опера, баритоны, Верди

Комментарии
15.03.2011 в 14:32

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Слушай, мне страшно стыдно, но...
понравился Дзаня, разумеется, и Стьюдер чудесная,
а музыка не зацепила(((
Ура-патриотического баса хотелось удавить.
15.03.2011 в 14:34

Do you feel the storm approach as the end draws near?..
cherubino_amoureux Баса к последнему акту мне тоже стало хотеться удавить, не волнуйся. :alles:
16.03.2011 в 09:40

На честном слове и на одном крыле | Коли ты князь, собирай полки, выйди на свет, подыми хоругви.
Увертюра так очень хороша, послушала с огромным удовольствием.
16.03.2011 в 10:23

Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Kitana Hammer Вся опера ещё лучше.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии