Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Нелло Санти - мегаизвестный итальянский дирижёр, специализирующийся на операх. Он, среди прочего, дирижировал одним из моих самых любимых "Дон Карлосов" - Зальцбургский фестиваль 1960-го года, Бастьянини, Юринац, Христов и другие, а также последним выступлением Бастика в "Силе судьбы" - Метрополитен-опера, 1965 год, и одним из самых клёвых "Андре Шенье" - DVD из Венской оперы с Каппучилли и Доминго. Вы оценили, да?
И вообще, он записал кучу всего и передирижировал чуть не всеми мыслимыми итальянскими операми во всех крупнейших мировых театрах, ещё когда меня даже в проекте не было. Короче, ходячая легенда. Я грешным делом опасалась, не умер ли он уже, а он в свои 80 лет не только пребывает в добром здравии, слава Небесам, но ещё и приехал в наш холодный сырой серый город на гастроли и притащил с собой хор и оркестр неаполитанского театра Сан-Карло.
Давали сплошного Верди - увертюры и хоровые сцены из разных опер плюс "Stabat Mater" и "Te Deum" на закуску. Собственно, концерт так и назывался - "Viva Verdi!". Начало задержали минут на 15 - что с них взять, итальянцы, да ещё южные.
Наконец музыканты неторопливо расселись по местам, вышел облачённый во всё чёрное (за исключением белых манишек у мужчин) хор, и выплыл сам маэстро, напоминающий благодушного престарелого кита во фраке. Дирижировал наизусть, ну да его, наверное, ночью разбуди, он этим всем продирижирует...
Начали, как водится, с "Набукко": зажигательная увертюра с последующим хором "Gli arredi festivi", потом сразу "Va', pensiero". Первая виолончель, кудрявый, бородатый и очкастый маленький итальянец, играл "Набукко", не переставая улыбаться и явно получая большое удовольствие от музыки. Следующим номером была незнакомая мне увертюра к "Жанне д'Арк" - очень приятное противопоставление лирически-пасторальной темы с форшлагами на деревянных духовых и нагнетаемого напряжения и эффектного "бдыщь!" в теме войны. Кстати, надо было видеть, с каким истинно вердиевским пафосом ударник воздевал руки к небу, исполнив очередное "бдыщь!" на бронзовых тарелках.
После "Жанны" последовала увертюра к "Битве при Леньяно", и я окончательно убедилась в том, что эта музыка безнадёжно проигрывает по сравнению с более эффектными пьесами Верди. Например, с "Сицилийской вечерней", увертюра из которой продолжила программу и заслужила ликующие вопли публики. Хор "Patria oppressa" из "Макбета" завершил светскую часть программы, и далее пошли Stabat Mater и Te Deum - с явным преимуществом последнего над первым. После обоих произведений зал замирал перед тем, как аплодировать, но мучительная пауза после Stabat Mater была скорее из серии "WTF, что это было?"
, в то время как пауза после Te Deum, гораздо более короткая, явно относилась к "Уау, вот это было круто".
После завершения программы зал взорвался бурными аплодисментами и восторженно хлопал минут 15, пока не выпросил на бис ещё один "Va', pensiero". Дедушка Санти был явно тронут таким тёплым приёмом, музыканты сверкали улыбками, хлопали в ответ, топали ногами и щёлкали мыльницами, извлечёнными откуда-то из подпространства. Первый раз вижу, чтобы артисты фотографировали зрителей, а не наоборот.
А когда наконец стали расходиться, дружелюбно махали зрителям на прощание.
Итальяяяянцы, душечки. 

Давали сплошного Верди - увертюры и хоровые сцены из разных опер плюс "Stabat Mater" и "Te Deum" на закуску. Собственно, концерт так и назывался - "Viva Verdi!". Начало задержали минут на 15 - что с них взять, итальянцы, да ещё южные.

Начали, как водится, с "Набукко": зажигательная увертюра с последующим хором "Gli arredi festivi", потом сразу "Va', pensiero". Первая виолончель, кудрявый, бородатый и очкастый маленький итальянец, играл "Набукко", не переставая улыбаться и явно получая большое удовольствие от музыки. Следующим номером была незнакомая мне увертюра к "Жанне д'Арк" - очень приятное противопоставление лирически-пасторальной темы с форшлагами на деревянных духовых и нагнетаемого напряжения и эффектного "бдыщь!" в теме войны. Кстати, надо было видеть, с каким истинно вердиевским пафосом ударник воздевал руки к небу, исполнив очередное "бдыщь!" на бронзовых тарелках.

После "Жанны" последовала увертюра к "Битве при Леньяно", и я окончательно убедилась в том, что эта музыка безнадёжно проигрывает по сравнению с более эффектными пьесами Верди. Например, с "Сицилийской вечерней", увертюра из которой продолжила программу и заслужила ликующие вопли публики. Хор "Patria oppressa" из "Макбета" завершил светскую часть программы, и далее пошли Stabat Mater и Te Deum - с явным преимуществом последнего над первым. После обоих произведений зал замирал перед тем, как аплодировать, но мучительная пауза после Stabat Mater была скорее из серии "WTF, что это было?"

После завершения программы зал взорвался бурными аплодисментами и восторженно хлопал минут 15, пока не выпросил на бис ещё один "Va', pensiero". Дедушка Санти был явно тронут таким тёплым приёмом, музыканты сверкали улыбками, хлопали в ответ, топали ногами и щёлкали мыльницами, извлечёнными откуда-то из подпространства. Первый раз вижу, чтобы артисты фотографировали зрителей, а не наоборот.


