Do you feel the storm approach as the end draws near?..
Дочитала книгу «Скарпиа» английского писателя Пирса Пола Рида, подаренную на НГ любимыми друзьями. (Уиии!) Сам автор о замысле своего романа пишет так: «Возможно ли увековечивать несправедливость по отношению к историческому персонажу? Сможет ли английский беллетрист сделать что-нибудь, чтобы загладить клевету французского драматурга [Викторьена Сарду], и заменить вымыслом пробелы в истории? Именно это я и постарался сделать». А вдохновила его хорошо мне знакомая книга Сьюзен Вандайвер Никассио «Tosca's Rome: The Play and the Opera in Historical Perspective». Приятно, когда вы с автором курили одну траву!
Что касается самого романа, то, несмотря на название, его вполне можно читать и без знания оперы «Тоска». Это просто хороший исторический роман о не слишком известном периоде европейской истории: о Риме и Папском государстве в конце XVIII века, о Наполеоновских войнах на территории Италии и недолговечном завоевании французами Рима и Сицилии. Персонажи оперы на страницах книги появляются, но в основном это главный герой Скарпиа и певица Флория Тоска; впрочем, начиная со второй части Тоска отходит на второй план, потому что после того, как она добилась известности и славы, что ещё об этой дурочке написать можно? О том, какие партии в каких театрах она пела? Ещё более-менее активную роль играют Сполетта, маркиза Аттаванти и её брат Чезаре Анджелотти. (Портрет двух последних весьма нелестный.) Марио Каварадосси тоже появляется, но в самом конце, когда уже пошёл пересказ собственно событий оперы. Спойлер: всё было не так,
Читать весьма интересно, хотя бы потому, что о Риме того времени мало что есть, а тут такой кладезь информации, да ещё с незаурядным заглавным героем.